Ленинградская школа литографии стала ярким явлением отечественного искусства ХХ века. Ее расцвет наступил с момента создания экспериментальной литографской мастерской при Ленинградском союзе художников в 1933 году, с которой была связана деятельность самых интересных и талантливых авторов. Техника литографии, дававшая большую свободу в решении пластических и колористических задач, стала для советских художников одной из самых востребованных среди всех других печатных техник.
Ленинградский художник-график Александр Сколозубов работал в экспериментальной литографской мастерской в 1970–1980-х годах под руководством крупнейших мастеров графики – А. Ведерникова, А. Каплана, Б. Ермолаева. Главной темой его литографий стала городская повседневность. Его работы складываются в серию, повествующую о буднях современного автору Ленинграда. Сколозубов своим внимательным взглядом выхватывает на улицах выразительные сюжеты из жизни простых горожан. Прекрасный рисовальщик, Сколозубов создает живой образ повседневности с помощью своего главного изобразительного средства – гибкой линии, которая при внешней легкости и небрежности точно передает пластику и динамику сюжета.
Работа «Кондуктор» построена как кинокадр, который ловит главную героиню крупным планом в окне проезжающего автобуса. Этот образ очень лиричен и созерцателен – женщина запечатлена на работе в момент мечтательной задумчивости, ее взгляд устремлен вдаль, свет вечерних городских огней ложится на ее лицо. Художник добивается кинематографического эффекта, смело перекрывая лицо героини полосой зеленого цвета. Кондуктор у Сколозубова – больше чем просто городской типаж или часть ежедневной рутины большого города. Автор относится к своему персонажу с большой человечностью и интересом. Он вводит в изображение номер реально существовавшего в Ленинграде автобусного маршрута, чем подчеркивает документальный характер работы.
В своих литографиях Сколозубов великолепно отражает дух времени через пластический образ. Пластическая и сюжетная легкость литографий Сколозубова наследует тенденциям советского искусства эпохи «оттепели», а их лаконичный и точный графический язык развивается в рамках поисков современного стиля.