Сколозубов Александр (1936-1993)
Ледоход. Купание
1977
Размер - 62 x 47
Материал - бумага
Техника - цветная литография
Инвентарный номер - ГРС-13104
Дар Б.Н. Сегаль, вдовы художника. 2021
С деятельностью экспериментальной литографской мастерской на Песочной набережной в Ленинграде связан расцвет ленинградской школы литографии, ставшей ярким и уникальным явлением в отечественном искусстве ХХ века. Мастерская была создана при Ленинградском союзе художников в 1933 году выдающимся художником А.Н. Тырсой. В условиях идеологического контроля литографская мастерская стала творческой лабораторией, где царил дух свободы и художники экспериментировали с цветом, формой и композицией. Техника литографии, дававшая большую свободу в решении пластических и колористических задач, стала для советских художников одной из самых востребованных среди всех других печатных техник.
Ленинградский художник-график Александр Сколозубов работал в экспериментальной литографской мастерской в 1970–1980-х годах под руководством крупнейших мастеров графики – А. Ведерникова, А. Каплана, Б. Ермолаева. Главной темой его литографий стала городская повседневность. Его работы складываются в серию, повествующую о буднях современного автору Ленинграда. Сколозубов внимательным взглядом выхватывает на улицах выразительные сюжеты из жизни простых горожан. Прекрасный рисовальщик, он создает живой образ повседневности с помощью своего главного изобразительного средства – гибкой линии, точно передающей пластику и динамику сюжета при внешней легкости и небрежности.
Свою самую знаменитую серию литографий Сколозубов посвятил традиционному развлечению ленинградцев – зимнему купанию и пляжному отдыху в самом центре города, у Петропавловской крепости. Сюжет моржевания и закаливания на берегу Невы пронизан оптимистичным настроением, которое создается за счет лаконичного и легкого исполнения. Свободный и быстрый темп рисования приближает изображение к репортажной зарисовке. Динамичная многоплановая композиция и воздушная карандашная манера рисунка передают непосредственность авторского взгляда. Чтобы усилить выразительность силуэтов, художник не использует цвет, а только тонирует изображение, оставаясь в монохромной гамме. Обилие белого цвета (оставленных не закрашенными участков листа) создает ощущение ослепительно яркого солнечного дня. Работы Сколозубова выполнены с интересом и вниманием к самым простым проявлениям жизни, с ироничной и доброй интонацией.
В своих литографиях Сколозубов великолепно отражает дух времени через пластический образ. Точность передачи натуры, типажей и атмосферы, пластическая и сюжетная легкость литографий Сколозубова наследуют жанровым тенденциям советского искусства 1960-х годов, а их стилистическая свобода передает атмосферу 1970-х.