Сколозубов Александр (1936-1993)
Воскресный день
1977
Размер - 68,3 x 51,8
Материал - бумага
Техника - литография
Инвентарный номер - ГРС-13106
Дар Б.Н. Сегаль, вдовы художника. 2021
Ленинградская школа литографии стала ярким явлением отечественного искусства ХХ века. Ее расцвет наступил с момента создания экспериментальной литографской мастерской при Ленинградском союзе художников в 1933 году, с которой была связана деятельность самых интересных и талантливых авторов. Техника литографии для советских художников стала одной из самых востребованных среди всех других печатных техник, так как она давала большую свободу в решении пластических и колористических задач.
Ленинградский художник-график Александр Сколозубов работал в экспериментальной литографской мастерской в 1970–1980-х годах под руководством крупнейших мастеров графики – А. Ведерникова, А. Каплана, Б. Ермолаева. Главной темой его литографий стала городская повседневность. Сколозубов своим внимательным взглядом выхватывает на улицах выразительные сюжеты из жизни простых горожан. Прекрасный рисовальщик, он создал живой образ повседневности с помощью своего главного изобразительного средства – гибкой линии, которая при внешней легкости и небрежности точно передает пластику и динамику сюжета.
Работа «Воскресный день» отличается виртуозным линеарным рисунком, при этом автор избегает законченности форм – благодаря свободному карандашному контуру он оставляет место живому движению внутри изображения. Фигуры отца и девочки не статичны, они органично живут на листе. Словно корреспондент местной газеты, Сколозубов быстрыми штрихами набрасывает репортажный сюжет, подсмотренный на улицах воскресного города. Мимолетный взгляд запечатлевает трогательную девочку на руках у отца, на мгновение повернувшуюся лицом к зрителю. Крошечность ребенка усиливается рядом с крупной фигурой мужчины, которая заполняет весь лист и как будто не помещается в кадр.
Точность образов горожан основана на натурных наблюдениях; автор с исключительной достоверностью фиксирует повседневность, передавая ее через позы, одежду, типичные ситуации. Сюжеты Сколозубова повествуют о буднях Ленинграда 1970-х годов, где горожане пьют пиво в выходной день, загорают и играют в волейбол у Петропавловской крепости, моржуют в зимней проруби. Пластическая и сюжетная легкость литографий Сколозубова наследует жанровым тенденциям советского искусства 1960-х годов, а их стилистическая свобода передает атмосферу 1970-х.