Явление иллюзии
Патрон шедевра
Шаблавин Сергей (род. 1944)
Явление иллюзии
1976
Размер - 84
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - НТ Ж-163
Поступило из музея-заповедника "Царицыно". 2002
Художник Сергей Шаблавин вошел в сообщество советского неофициального искусства в середине 1960-х годов. Будучи студентом Московского инженерно-физического института, Шаблавин самостоятельно освоил технику масляной живописи и очень скоро от копирования произведений современной западной живописи по репродукциям в журналах перешел к построению собственной системы изобразительного искусства. Знакомство и многолетняя дружба с художниками круга московских концептуалистов во многом определили направленность творческих поисков Шаблавина. Но, в отличие от большинства его коллег, он обошел вниманием возможность иронической перелицовки советской идеологической картины, тему выморочного коммунального быта или поиски собственной мифологии, сделав полем своего эксперимента конструирование средствами живописи комбинаторных пространств, передающих наслоения восприятий окружающего мира. Итогом этих опытов стал художественный метод «дискретной живописи», заключающийся в соединении в одном живописном поле нескольких исходно автономных образов – фигур, пейзажей, вписанных в упорядоченные геометрические структуры или дополненных прочерченной поверх изображений рамкой. Идея объединения фигуративных и геометрических элементов была заимствована художником из работ конструктивистов, в частности композиций Александра Родченко и Эль Лисицкого.
«Явление иллюзии» демонстрирует важные для художника приемы. Шаблавин редуцирует фигуративные элементы собственных композиций до сопоставления геометрических форм, добиваясь эффекта отстраненности, свойственной его гиперреалистической манере письма. Художник выбирает формат тондо и удваивает форму круга шарообразной фигурой в центре, «подвешенной» в пространстве однородного темно-синего фона, играющего роль длительной пространственной паузы. По словам художника, прямоугольный формат подразумевает существование мира за его границами, тогда как за пределами круга ничего не может быть. И будто в подтверждение этих слов композиция напоминает вид Земли из космоса. В конфликте непроницаемой темно-синей поверхности и тщательно моделированной сферической фигуры, в ее неустойчивости заложен потенциал дальнейших трансформаций: шар может как распространиться на всё поле композиции, так и сжаться до точки – в представлении многих художников идеальной формы репрезентации бесконечности.