Структура круга
Патрон шедевра
Шаблавин Сергей (род. 1944)
Структура круга
1975-1976
Материал - холст
Техника - темпера
Инвентарный номер - НТ Ж-4/1-2
Поступило от ГИАХиЛМЗ «Царицыно». 2002
Сергей Шаблавин – один из активных участников неофициальной московской арт-сцены конца 1960-х – 1970-х годов, близкий кругу художников Эрика Булатова, Олега Васильева и Ильи Кабакова. На протяжении многих лет он сохраняет приверженность технике масляной живописи, которую освоил самостоятельно, выбрав полем собственного творческого эксперимента композиционную структуру картины.
Шаблавин, выпускник Московского инженерно-физического института, обратившись к своему опыту изучения атомной физики, сосредоточил внимание на явлении дискретности в жизни человека, а именно на роли разрывов, пустот и мгновенных скачкообразных переходов от одних событий к другим. В 1964 году, после короткого периода опытов с разработкой знаковой системы в духе абстракций Хоана Миро, Шаблавин формулирует идею «дискретной живописи» как художественного метода, позволяющего воплотить идею объединения в одном живописном поле разновременных событий и опосредованно связанных предметов и пространств, выполненных в характерной гиперреалистической манере.
Принципом, способным примирить не связанные друг с другом мотивы, становится встраивание фигуративных изображений в упорядоченные геометрические структуры – прием, позаимствованный Шаблавиным у художников русского авангарда, прежде всего Александра Родченко и Эль Лисицкого. Композиция диптиха «Структура круга» строгостью геометрических построений демонстрирует метод художника, исследующего в данном случае возможности искусства абстракции.
В своих работах, построенных как двойная структура, художник уделяет особое внимание формированию свободного поля картины (чаще белого), выстраивая визуальную интригу композиции на выявлении влияния света и ритмической конструкции на внедряемые фигуративные элементы. В работах «Структура круга» большую часть живописного пространства он отдает лишенной нюансов поверхности темно-синего и белого цветов, крестообразно прорезаемой лучами, окрашенными градациями синего и голубого – от насыщенного ближе к периферии до почти белого на пересечении. «Сюжетом» становится сам оптический эффект направленного ослепляющего света, бьющего из центра композиции, многократно усиливающийся благодаря контрастному противопоставлению темного и светлого, а также интенсивной градации цвета. Этими простыми приемами художник достигает ощущения глубины пространства, практически скрытого от глаз зрителя за однородными плоскостями.
Шаблавин – один из немногих живописцев, выбирающих преимущественно формат тондо: по его словам, прямоугольник подразумевает существование мира за его границами, тогда как за пределами круга ничего быть не может. Круг выступает как замкнутая модель мира, находящаяся, по мысли автора, в состоянии потенциального изменения. Композиция «Структуры круга» допускает возможность как сжатия полоски света до непроницаемой плоскости, так и ее бесконечного расширения и растворения в пространстве.