Мартос Иван (1754-1835)
Портрет А.В. Паниной
1783
Размер - 75 x 57 x 35
Материал - мрамор
Инвентарный номер - Инв.6076
Поступило из Сычевского краеведческого музея. 1926
Талант Ивана Мартоса взращен в Петербургской Академии художеств французом Никола Жилле, замечательным скульптором и педагогом, воспитавшим почти всех крупных русских ваятелей XVIII века. После окончания Академии (1773) Мартос продолжил в течение пяти лет обучение в Риме. По возвращении в Россию главной сферой его деятельности на многие годы стали мемориальные памятники – скульптурные надгробия. Двадцать лет творческой жизни скульптор посвятил почти исключительно им. Именно Мартос стал зачинателем этого жанра в России. С его именем связаны крупнейшие достижения в этой области. Последние два десятилетия жизни скульптора были всецело посвящены созданию монументов общественного характера, прежде всего городских памятников. Памятник Минину и Пожарскому, установленный в 1818 году на Красной площади в Москве, стал самым значительным произведением выдающегося скульптора-монументалиста.
Портрет как самостоятельный жанр не занимает в творчестве ваятеля значительного места. Его дарованию свойственно тяготение к большему обобщению, к передаче концентрированных человеческих чувств. Но вместе с тем скульптор обращался к портретным изображениям на протяжении всей жизни. Часто они становились важной составляющей его надгробных композиций.
В начале 1780-х годов Мартосом была создана целая портретная галерея членов семьи Никиты Ивановича Панина, включая его самого, в фамильном имении Паниных селе Дугино Сычёвского уезда Смоленской губернии. Из Дугина в собрание Третьяковской галереи поступил этот портрет и еще ряд замечательных произведений.
Надпись на тыльной стороне портрета сообщает, что портрет исполнялся не с натуры, а по прижизненному «образцу» из семейной галереи. В изображении А.В. Паниной ясно прослеживается увлечение скульптора искусством республиканского Рима. Перед зрителем предстает немолодая матрона, в ее облике – спокойствие и достоинство. Величественная посадка головы, едва читаемая доброжелательная улыбка свидетельствуют о знатном происхождении и высоком положении в обществе. Палла (древнеримский платок) покрывает голову и красиво драпирует плечи. Умение придать складкам одежды изысканность, красоту и живость – особое свойство таланта Мартоса.
Аграфена Васильевна Панина (1688–1752), урожденная Эварлахова – жена генерал-поручика И.В. Панина, мать графов Н.И. и П.И. Паниных.