Дорохов Михаил (род. 1942)
Выявление новой структуры (космос). Эскиз к фильму «Жизнь и рождение идеи»
1965–1975
Размер - 59 x 59
Материал - бумага
Техника - гуашь, лак
Инвентарный номер - НТ ГФ-421
Приобретено у автора. 2011
Судьбу Михаила Дорохова, период творческого становления которого выпал на начало 1960-х годов, определила близость кругу «Коллектива свободных художников» (с 1964-го – группа «Движение»), образовавшегося вокруг Льва Нусберга в 1962 году. С деятельностью этой группы связано зарождение и эволюция кинетического искусства в советском неофициальном искусстве. «Кинетизм – это условное название того, <…> что связано с пространственно-временными построениями, с ритмической динамичностью, с разнообразным реальным движением» – так определил Нусберг в одном из своих текстов начала 1960-х годов суть художественной практики этого направления.
Михаил Дорохов формально не входил в состав объединения, однако принимал участие в выставках и разрабатывал совместные с членами группы проекты. Как и для других художников этого круга, важнейшим источником собственных творческих экспериментов для Дорохова послужило знакомство с работами западных художников-кинетистов, а также с искусством русского авангарда и конструктивизма. Логика композиционных построений супрематизма, принципы формообразования конструктивизма и иллюзорные построения оп-арта стали для пионеров советского кинетизма тем художественным языком, который позволил воплотить романтическую идею прогресса и ускоряющегося темпа жизни, отражающую атмосферу 1960-х годов.
Свою творческую задачу Дорохов видел в запечатлении процесса преобразования форм. Миновав характерное для многих коллег увлечение проектированием движущихся конструкций (Дорохова не удовлетворял принцип движения изначально неизменных элементов), художник быстро пришел к выводу, что идеальным средством фиксации процесса трансформации служит кино. Начав эксперименты в этой области в середине 1960-х годов, Дорохов стал одним из первых в среде неофициального искусства, кто работал с движущимся изображением, тем самым предвосхищая возникновение в будущем видеоарта как самостоятельного вида искусства.
Графическая композиция «Очищение центра» – эскиз к фильму «Жизнь и рождение идеи», который создавался в течение трех лет, с 1966 по 1969 год. «Сюжет» фильма представляет собой чередование фрагментов архитектурных сооружений и скульптуры барокко, а также природных форм с демонстрацией авторских анимированных геометрических построений. Созданные Дороховым линейные конструкции служат инструментом выявления принципов движения в формах и явлениях окружающего мира. Сам автор определил этот механизм взаимодействия геометрических построений и зрительного опыта как «эксперименты узнавания».
Композиция эскиза «Выявление новой структуры (космос)» построена как сочетание двух конструкций: зеркальной симметричной, расходящейся в стороны от светящегося шара в центре, и опоясывающей ее синусоиды, колебания которой задают мерный ритм кругового движения. Баланс структур, обладающих потенциальной энергией движения и преобразования, превращен художником в сюжетную основу композиции, которая была реализована в фильме при помощи анимации.