Орловский Владимир (1842-1914)
Пруд. Летний вечер
1890-е
Размер - 54,4 x 106,2
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1261
Дар С.Н. Горшина (Химки Московской области). 1991
Яркое пейзажное дарование Владимира Донатовича Орловского проявилось еще во время учебы в Императорской Академии художеств, где он занимался в мастерской Алексея Боголюбова, известного мариниста. Боголюбов высоко ценил Орловского, выделяя среди своих учеников его и Ивана Шишкина. Позднее сравнивали этих мастеров и историки искусства. В 1885 году Фёдор Булгаков писал: «Насколько господин Шишкин слывет корифеем северного пейзажа, настолько же несравненным пейзажистом южной природы можно считать В.Д. Орловского. Оба живописца имеют между собой то общее, что своим художественным развитием обязаны почти всецело самобытным талантам, любви к природе, обстоятельному и непосредственному изучению своих специальностей».
Пейзажной специальностью Орловского стали равнинные виды, чаще всего летние, полные тихой неги и покоя. Во всей полноте они сохраняют натурные впечатления, полученные во время неоднократных поездок по России, на Украину и в Крым, которые Орловский совершал на протяжении 1870–1890-х годов. Картина «Пруд. Летний вечер» – прекрасный пример замечательной способности Орловского создать целостную и одновременно протяженную композицию, не прибегая к пейзажным «кулисам», ограничивающим взгляд зрителя. Зеркальный характер изображения, где небо и неподвижная водная гладь объединены словно перетекающими друг в друга силуэтами поросшего лесом берега и островов, подчеркивает его внутреннее спокойствие и умиротворенность. «Пруд. Летний вечер» с полным правом можно отнести к пейзажам настроения, связанным в русской живописи конца XIX века прежде всего с именем Исаака Левитана. Сам Орловский считал, что «задача художника изображением предметов, эффектов, существующих в природе, – передать свою мысль, свое настроение. Иначе же он становится чем-то вроде фотографического объектива, не более». Пейзажный образ Орловского нарочито лишен фотографической резкости. Мягкий вечерний свет, воздушность, делающие этот живописный образ жизненным и достоверным, достигнуты чисто живописными средствами – широкой манерой письма, тонкими переходами цветов.