Орловский Владимир (1842-1914)
В Алуште
1870
Размер - 94 x 150,7
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.888
Приобретено П.М. Третьяковым. До 1893
Владимир Донатович Орловский, происходивший из дворянской семьи, обучался в Императорской Академии художеств в 1861–1868 годах. В частности, он занимался в мастерской Алексея Боголюбова, академика «по живописи морских видов», выделявшего Орловского как одного из талантливых учеников. Боголюбов советовал своим воспитанникам обращать особое внимание на пленэрную практику, не ограничиваясь подготовительными набросками, и относиться к этюдам как к вполне завершенным произведениям. В дальнейшем в своей самостоятельной художественной деятельности Орловский отвел работе с натуры важнейшую роль, сохранив верность академическим принципам картинного построения видов, где общность композиции и колористического решения преобладает над частными впечатлениями.
Уроженец Киева, Орловский предпочитал изображать южную природу. В 1867 году он совершил путешествие в Таврическую губернию, а год спустя за три вида Крыма был удостоен большой золотой медали и права на пенсионерскую поездку в Швейцарию и Италию, где работал в 1869–1872 годах. Находясь за границей, Орловский писал, что «Крым живописностью своих мест не много уступит Италии. Хотелось бы, чтобы наши русские пейзажисты занялись этой страной, то есть Крымом, более серьезно…» К пенсионерскому периоду относится пейзаж «В Алуште», исполненный на основе крымских этюдов.
Несмотря на значительные размеры, картина сохранила непосредственность натурных впечатлений автора от крымской природы, ее неповторимого колорита. Смелость найденного пространственного ракурса, разнообразная работа кистью, резкие светотеневые контрасты между озаренной лучами солнца дорогой, ведущей в горы, и погруженной в глубокие сумерки долиной, где течет вдаль река, – все это преображает традиционный панорамный вид в необычный по своему живописному решению образ. Умение создать общее, в данном случае романтическое, впечатление от ландшафта, не мешает автору обратить внимание зрителей на жанровые детали. На берегу реки теснят друг друга крыши татарских саклей, куры спешат через утоптанную пыльную дорогу – повседневная жизнь неотделима здесь от вечной прекрасной природы.