Егоршина Наталия (1926–2010)
Фигура и полуфигура. Кухонный интерьер
1980
Размер - 120 x 120
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-5075
Поступило от МК СССР. 1991
Наталия Егоршина принадлежит к поколению художников 1960-х годов. ориентированных на живописные открытия мирового искусства первой половины ХХ века, которые определили лицо 1960–1980-х годов. Для многих в этом поколении одним из основных художественных приемов была пластическая, колористическая и композиционная лаконичность. Некоторые из мастеров обратились к эстетике начала ХХ века, объединившись в «Группу девяти», первая выставка которой прошла в 1961 году. Среди них была и Наталия Егоршина. Художники этого круга, отстаивая собственную индивидуальность и правду в творчестве, вернули внимание зрителя к «тихому» искусству – камерному портрету, пейзажу и натюрморту, основываясь на личностной, в первую очередь камерной, интонации.
К 1980-м годам в творчестве художницы метафора стала одним из важных художественных приемов. Пространство интерьера с небольшим набором предметов построено обобщенно и лаконично. При всей внешней простоте композиционно картина организована сложно – с использованием обратной перспективы в изображении стола, с обрезанным до середины окном, в соединении фронтального и ракурсного изображения предметов и людей. В картине «Фигура и полуфигура. Кухонный интерьер» автор запечатлевает очень характерную для тех лет ситуацию – беседы о самом важном тогда, как правило, проходили на кухнях. Внешняя замкнутость героев, один из которых (слева) – муж Егоршиной художник Николай Андронов, и сама «молчаливая» беседа свидетельствуют о душевной близости персонажей, общности их размышлений. Изобразительная манера картины в целом характерна для творчества Егоршиной – она основана на использовании тонких живописных отношений немногих цветов, а прием эскизности свидетельствует о пластической свободе, отличавшей Наталию Егоршину от многих ее коллег-современников.