Дмитрий Михайлович Шаховской – классик отечественной скульптуры второй половины ХХ века. Его работам присущи ясность композиции, четкая архитектоника, лаконизм исполнения, единство скульптурной поверхности и воздуха, а также ощутимое восхищение автора материалом, его душевная теплота. Метафоричность мышления позволяла скульптору передавать душевные переживания и искренние эмоции, достигая гармонии благодаря подлинному мастерству.
Шаховскому было близко стремление к правде жизненной и изобразительной. Соединение условно символического с сиюминутным выступает особенно наглядно в работе «Девочка с кошкой». Глубоко продумана смысловая и пластическая идея в композиции, точно выбран материал. Портрет дочери отличается простотой, естественностью, красотой формы и цвета, особым эмоциональным строем.
По образному решению эта работа восходит к античным образцам детских портретов. Произведение отличают выверенный силуэт, минимум деталей, уравновешенная композиция – поднятая рука девочки с лакомством и повисший на ней котенок, подчеркивающий вертикаль колонны, а также изысканная цветовая гамма, мерцающая солнечными бликами позолоты.
Скульптор Д. Шаховской стал автором многих идей, обновивших язык пластики. Уважительное отношение к выбранному материалу и его свойствам, минимальное вмешательство и обработка, мастерство исполнения, восходящее к народным плотницким традициям, – все это позволяло добиваться правдивости образа.
«Стараюсь ответить на поставленные задачи (смысловые, пространственные, функциональные) так, чтобы было “не хуже пустого места”... Ведь скульптура, более чем другие искусства, – это не только образ, но, что не менее существенно, предмет, вещь, существующая в реальном пространстве. И если он, этот предмет, не вырос органически, не является необходимым, не принимается свободно и охотно средой и человеком, значит, сделано что-то лишнее, засоряющее мир, а этого ведь не хочется. И вот я стараюсь начать скульптуру только тогда, когда чувствую, что такой предмет может быть, что он как бы случайно не существует, что ему хочется существовать. Я здесь не говорю о самом изображении, образе не потому, что считаю этот вопрос несущественным, наоборот, проявление образа в вещи – это для меня самый главный, но и интимный процесс», – писал скульптор.