Каменев Валериан (1823(1822?)-1874)
Закат в окрестностях Петербурга. Лахта
1869
Размер - 51,5 x 80
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-785
Приобретено в комиссионном магазине, Москва. 1977
Русский художник Валериан Константинович Каменев происходил из дворянского рода Новгородской губернии. Не окончив курса гимназии, с 1838 года он поступил на службу в уголовную палату, а затем в губернскую канцелярию в Новгороде. С 1841 года жил в Санкт-Петербурге, где служил чиновником в государственных учреждениях. В это время, с 1841 по 1848 год, как вольноприходящий ученик Каменев посещал классы Императорской Академии художеств. В 1848 году за пейзажи он был удостоен звания неклассного (свободного художника). Получил известность благодаря серии живописных видов С.-Петербурга и его окрестностей.
При слове Петербург в воображении рисуются архитектурные громады имперской столицы: длинные проспекты, широкие площади, высокие шпили башен и блестящие купола соборов. Однако художник ушел от привычных ассоциаций и написал картину, в которой изображенное место можно узнать только по названию.
Лахта – это историческая территория на берегу Финского залива. В 1617 году Лахта, как и вся Ижорская земля, вошла в состав Швеции и вернулась в состав России только в начале XVIII века. Лахта хранит память о первом Всероссийском императоре. В начале XVIII века около Лахты находилась усадьба Петра I «Ближние Дубки». По преданию, именно в Лахте в ноябре 1724 года Петр I помогал спасать утопающих матросов и смертельно простудился. В 1760-е годы недалеко от Лахты был обнаружен огромный ледниковый валун, так называемый, «Гром-камень», который был использован в качестве пьедестала для монумента «Медный всадник».
Перед зрителем в багровых цветах заката предстает спокойная гладь Лахтинского разлива. На горизонте вырисовываются тени высоких деревьев. Болотистые заводи поросли камышом и тростником. На левом берегу видна крыша деревянной избы. На правом – изображены гуляющие у воды девушки в белых платьях.
Большую часть картины занимает бескрайнее многоцветное облачное небо, которое наполняет пейзаж воздухом и подчеркивает невероятный простор всего обозримого пространства.
В собрании Государственной Третьяковской галереи хранятся схожие работы В.К. Каменева: «Утро под Петербургом» (1846) и «Пейзаж с рыбаками» (1852).