В конце XVIII – первой половине XIX века значительное распространение получил жанр семейного портрета. К числу характерных, проникнутых особым шармом изображений подобного рода можно отнести работу выученика Арзамасской школы живописи Е.Ф. Крендовского. Произведение датируется временем обучения молодого мастера в школе А.Г. Венецианова, дополненного занятиями в Императорской Академии художеств.
В небольшом групповом портрете представлен пожилой генерал-майор, герой Отечественной войны 1812 года сенатор А.А. Башилов, с 1831 по 1844 год состоявший в должности директора Комиссии о строении Москвы. Сенатор удобно расположился на диване, подобрав под себя ногу, его фигура в темной одежде четко рисуется на фоне светлой стены комнаты. В руке у Башилова популярная в России тех лет «турецкая» курительная трубка с чубуком.
Вокруг него собралось четверо племянников, детей его сестры Софии Александровны, в замужестве графини де Бальмен. Самый старший из них, Яков де Бальмен (будущий художник и офицер), держит альбом для рисования и карандаш, второй ребенок запечатлен с книгой, сидящий на диване малыш касается ручками струн гитары. Четвертый ребенок стоит слева у дивана рядом с женщиной в голубом платье. Написано полотно в спокойной, выдержанной цветовой гамме с преобладанием охристых, голубоватых и розовых тонов.
В начале 1830-х годов дети были старше, чем они представлены на полотне. Так, Якову де Бальмену могло исполниться по меньшей мере 17 лет, а его брату Сергею – 15. Вероятно, при работе над портретом Крендовский использовал их более ранние изображения. В коллекцию Третьяковской галереи полотно поступило в 1929 году из Музея иконописи и живописи им. И.С. Остроухова как «Портрет семейства де Бальмен».
Близким по типологии произведением в коллекции Третьяковской галереи является
«Семейный портрет» Ф.М. Славянского (1852).