“Идеальный лозунг” - красное полотнище с белыми прямоугольниками вместо букв и восклицательным знаком в конце - один из ярких образцов направления “соц-арт”, придуманного художниками Виталием Комаром и Александром Меламидом.
В позднесоветском обществе продолжала функционировать пропагандистская машина, которая производила идеологическую продукцию, окружавшую людей в их повседневной жизни. В качестве способа переживания и переосмысления подобной профанной реальности художественное направление “соц-арт” предлагало зрителю ироничное переигрывание идеологической надстройки и взгляд на происходящее как бы одновременно изнутри и со стороны.
Как направление соц-арт возник в 1972 году, когда Виталий Комар и Александр Меламид, выпускники Строгановского училища, начали работать в качестве творческого дуэта и вместе с Вадимом Паперным написали “Манифест соц-арта”. Один из абзацев манифеста гласил: “Соц-арт не имеет отношения к понятиям красоты и эстетического переживания. Важна не картина, а разговор о ней. Важен не живописный прием, но столкновение стилей и ожидаемая реакция на это столкновение”. Само слово “соц-арт” было придумано по аналогии с американским направлением “поп-арт”, которое расшифровывается как “popular art”, то есть “популярное”, “широко распространенное” или “массовое” искусство. Термин “соц-арт” отсылает к советской действительности и отчасти может расшифровываться как “социальное” или “социалистическое” искусство. Поп-арт зародился в Великобритании и США в начале 1960-х, когда художники начали использовать в качестве источников для своих работ рекламу, комиксы и продукцию поп-культуры. Комар и Меламид же предложили использовать в качестве источников свой локальный визуальный ряд, то есть продукцию идеологически заряженного социалистического реализма, проникшего во все сферы культуры.
Частью этой продукции были различные плакаты и лозунги с разной степени экспрессивности призывами: “Вперед к победе коммунизма!”, “Слава КПСС!”, “Шагай вперед, комсомольское племя!”, “Ленин великий нам путь озарил!” и т.д. Белые буквы на красных полотнищах растягивались поперёк улиц во время государственных праздников, мелькали за окнами автобусов, висели на производствах. Зачастую смысл написанного переставал восприниматься как нечто важное, как то, во что нужно вчитываться: лозунги становились обыденным фоном, неизбежной частью советского ландшафта. Обязательным атрибутом подобных слоганов был восклицательный знак, мобилизующий всю энергию высказывания.
В “Идеальном лозунге” Комар и Меламид обыгрывают эту ситуацию и предлагают свою “идеальную” форму высказывания, где зритель, исходя из своего опыта, может сам подставить нужные комбинации букв и слов, потому что содержание уже как бы и не важно, остается лишь структура.