Шелковский Игорь (род. 1937)
Лес
1975
Размер - 50 x 75 x 8,5
Материал - дерево, эмаль
Инвентарный номер - НТ О-616
Дар автора. 2017
В биографии Игоря Шелковского, как и в его творческом пути, немало резких поворотов. Рождение в Оренбурге в семье репрессированных, лагерный детский сад, счастливое возвращение в Москву, поступление в Училище памяти 1905 года, знакомство с кругом художников Владимира Слепяна. В 1976 году Шелковский уехал во Францию, где с 1979 по 1985 год редактировал эмигрантский художественный журнал «А – Я». Благодаря Перестройке художник вновь получил возможность жить и работать в России.
Творческую практику Игоря Шелковского 1970–1990-х годов определяет интерес к скульптурному переосмыслению наследия русского авангарда: бесплотный язык супрематизма получает третье измерение, слагаясь в плотные цветные рельефы, где преобладают прямоугольные элементы. Со временем этот абстрактный формалистический мир художник перекодирует, давая ему новый, как бы эмпирический модус существования («Облако», «Пейзажи дня»). Итогом экспериментов стал «Город дорог» (2017) – серия словно выращенных из кристаллов бесплотно-белых ажурных композиций, напоминающих фрагменты будто замороженной, заиндевевшей реальности.
Между тем в пластических поисках автора был момент, когда его творчество могло двинуться по совсем другому руслу. Создавая свой «Лес», Шелковский, бесспорно, осведомленный в секретах западного искусства, действовал на поле сразу двух эстетических программ – поп-арта и минимализма. Оба возникали с учетом роли промышленного производства: первый окунулся в наваждение мира массовых фабричных вещей, второй сделал фабрику соавтором, вовсе отказавшись в своих проектах от признаков рукотворности. На первый взгляд, «Лес» представляет собой опыт в области минималистического рельефа: автор в регулярном ритме клеит на прямоугольную панель стандартные точеные детали, покрывает их эмалью, маскируя материал, оставляя лишь подсказку в названии. Становится ясно, что, найдя подходящий по графической структуре образец, Шелковский увековечил фрагмент топографической карты, точно воспроизведя систему условных обозначений, даже окрасив «местность» в нужные тона, подарив ей немного телесности. Монументализация банальных, обыденных и даже одноразовых предметов – распространенный поп-артистский прием, который художник здесь использует как бы контрабандой, вновь сообщая личной редакции тиражного изделия отчужденно-серийный облик. В то же время зритель получил редкую возможность видеть чисто исполненное произведение, принадлежащее двум направлениям одновременно.