Шелковский Игорь (род. 1937)
Объект. Из проекта «ГОРОД-ДОРОГ»
2017
Размер - 45 x 51,5 x 52
Материал - дерево
Техника - акрил
Инвентарный номер - НТ О-674/3
Дар автора. 2019
Скульптор, график, создатель знаменитого журнала «А–Я», посвященного неофициальному искусству СССР, Игорь Шелковский – один из самых последовательных художников, развивающих принципы русского авангарда и конструктивизма. Большое влияние на формирование художественной практики Шелковского оказала дружба с Фёдором Семёновым-Амурским, выпускником Вхутемаса и знатоком искусства модернизма, а также сближение с кругом московского неофициального искусства. Среди ближайших друзей и единомышленников художника оказались Иван Чуйков, Ростислав Лебедев, Леонид Соков и Александр Косолапов.
В начале 1970-х годов Шелковский, пройдя период увлечения абстрактной живописью, обратился к новому для себя виду изобразительного искусства – скульптуре, выбрав в качестве основного материала дерево. В этот период в творчестве художника сформировался особый тип скульптурного объекта, по сей день остающийся для Шелковского основой пластических трансформаций. Знакомство с языком абстрактного искусства заставило художника задуматься о способах воплощения заведомо беспредметных или неосязаемых явлений – облаков, порывов ветра, разных состояний атмосферы. Используемый Шелковским метод анализа формы путем выявления ее геометрической конструкции позволяет превратить подвижную материю в упорядоченную структуру, вырастающую из подчеркнуто инертной плоскости («Облако», серия «Летние дни»). Этот же метод стал основой и для своего рода фигуративных работ художника 2000-х годов, интерпретирующих образ или явление окружающей действительности.
Для названия серии объектов «ГОРОД-ДОРОГ», созданной в 2017 году, использован палиндром – словосочетание, одинаково читающееся слева направо и справа налево: автор представляет нам и ГОРОД ДОРÓГ, и ГОРОД, который ДÓРОГ.
Каждый из объектов серии является скульптурной композицией, построенной на сочетании нескольких белых древовидных вертикалей, как будто выращенных в пробирке из некоего кристалла или собранных из множества кристаллических деталей. Эти конструкции всегда наделяются внутренним пространством, формируя фрагменты словно ледяной, замороженной, но вполне узнаваемой реальности – уголок городского сквера, шалаш, сад, окруженный изгородью, и т.д. Эти замкнутые пространства – одновременно реальность и утопия, в которых природа и архитектура сливаются в органичный симбиоз.
В большинстве скульптурных объектов Игоря Шелковского заложен потенциал для многократного увеличения масштаба. Так, один из объектов из серии «ГОРОД-ДОРОГ», впервые показанной в рамках одноименного проекта в Третьяковской галерее в 2017 году, послужил моделью для создания скульптуры пятиметровой высоты, внутри которой зритель мог находиться и двигаться между ее элементами. Это был первый опыт реализации и показа в музейном пространстве работы художника в таком монументальном масштабе.