Серебряное пространство № 3
Патрон шедевра
Юликов Александр (род. 1943)
Серебряное пространство № 3
1987
Размер - 160 x 99,5
Материал - холст
Техника - алюминиевая краска
Инвентарный номер - НТ О-121
Дар РОО "Общество коллекционеров современного искусства". 2005
С 1970-х годов Александр Юликов последовательно занимается абстрактным искусством, неустанно экспериментируя с повторяющимися мотивами и формами, исследуя взаимоотношения простых геометрических фигур и плоскостей, линий, знаков, сталкивая контрастные цвета и фактуры. За приверженность геометрической абстракции и лаконизм композиций критики назвали его «единственным русским минималистом». В 2020 году Юликов получил грант Фонда Барнетта Ньюмана – одного из главных абстракционистов второй половины ХХ века. Решение жюри фонда о присуждении награды сопровождало письмо, подписанное другим выдающимся американским мастером – Фрэнком Стеллой, в котором говорится об «индивидуальности и независимости» русского художника. В отличие от зарубежных пионеров искусства минимализма, отдававших предпочтение промышленным материалам и технологиям, Александр Юликов никогда не порывал с традиционной техникой живописи, а холст, кисть и краска до сегодняшнего дня остаются его главными инструментами.
Картины, образующие серию «Серебряное пространство», представляют собой характерный пример искусства Александра Юликова и одновременно отступление от присущего ему чистого живописания. Художник нарушает гладкую поверхность холстов рельефом, который обычно в его композициях достигается за счет прочерченной бороздами фактуры пастозных красок. Здесь с этой целью он использует спички, аккуратно наклеенные сужающимися и расходящимися рядами, образуя длинные пунктирные линии. Ритмическое разнообразие линейной и пластической структуры композиции придает ей особую динамику, как будто заставляя плоскость сжиматься и пульсировать, подобно уходящим в глубину волнам. Автор ровно окрашивает работы алюминиевой краской, нивелируя перепады рельефа и минимизируя игру светотени, добиваясь тем самым эффекта нерукотворности вибраций «серебряного пространства».
Александр Юликов использует простые приемы, напоминающие о методике оп-арта – оптического искусства, в котором за счет изменения дистанций между элементами, траекторий линий, наслоения деталей создается иллюзия динамического сдвига форм, а реальное и видимое не совпадают. Важно, что оптическая метаморфоза конструкции каждой картины в серии достигается Юликовым при помощи таких банальных и бесхитростных «инструментов». «Серебряное пространство» стоит в ряду самых убедительных проектов художника, вершин его личного «минимализма», соединивших материальный арсенал «русского бедного» с убедительностью и вариативностью визуальных результатов.

другие работы автора