Андрей Рублев (около 1370 - 1430)
Архангел Михаил из деисусного чина
Начало XV века
Размер - 158 x 108
Материал - дерево
Техника - яичная темпера
Инвентарный номер - Инв.12864
Поступило из Государственного Исторического музея. 1930
Согласно традиции, окончательно сформировавшейся в Византии к XIV столетию, многосоставные поясные деисусные чины крупных размеров помещались на алтарной преграде храма. Такое предназначение имели и три деисусные иконы, обнаруженные в 1918 году в сарае при Успенском соборе на Городке в Звенигороде реставратором Г.О. Чириковым, участником звенигородской экспедиции Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию памятников древней живописи в России.
Судя по документам конца XVII века и по размерам Успенского собора на Городке, Звенигородский деисусный чин находился в этом соборе и был девятичастным. Помимо трех сохранившихся икон в него первоначально входили иконы Богоматери, Иоанна Предтечи, архангела Гавриила, апостола Петра, святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста.
Во время реставрационных работ 1969–1972 и 1983 годов в храме были обнаружены следы древних брусьев (тябл), на которых крепились иконы чина. Судя по результатам исследований тех лет, иконостас был установлен одновременно с выполнением росписей храма, вскоре после завершения его строительства, то есть около 1400 года.
Большинство авторов, основываясь на данных стилистического анализа, приписывали иконы Звенигородского чина самому известному древнерусскому художнику преподобному Андрею Рублёву. Все три сохранившихся образа обладают индивидуальностью интонаций: бесконечная мудрость и состояние свечения от всепрощающей любви Спасителя, кристальная ясность и чистота небожителя архангела Михаила, глубина созерцательности истинного философа апостола Павла. Все три иконы имеют уникальный по мастерству уровень письма, многослойного и сложного, включающего широкий арсенал приемов – от нежнейших плавей до пастозных, корпусных мазков.
Высокие художественные достоинства звенигородских икон позволяют сопоставить их с наиболее достоверными рублевскими произведениями – росписями Успенского собора во Владимире 1408 года и со «Святой Троицей». Вместе с тем комплексные исследования технико-технологических особенностей звенигородских икон, осуществленные в Третьяковской галерее в 2016–2017 годах, позволили выявить некоторые существенные различия в приемах между этими иконами и «Святой Троицей» Андрея Рублёва, так что вполне возможно, что Звенигородский чин был исполнен каким-то другим московским мастером или даже двумя мастерами.