Андреенков Владимир (род. 1930)
Трансформация № 10
1962
Размер - 89 x 60
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-6107
Поступило от автора. 1999
Во второй половине ХХ столетия многие молодые художники открывали для себя беспредметность через творчество Малевича и западное искусство. Они приходили к пониманию геометрической абстракции как языка больших возможностей, что стало прорывом в новую для советского искусства и советского зрителя художественную образность.
Образ мира, выраженный в отвлеченной геометрической форме, определяет подобный тип сознания у мастеров этого направления. Владимир Андреенков работает с ограниченным кругом форм и считается минималистом в этой области абстракции. Естественно, что в основе «беспредметных размышлений» художника лежат графические приемы.
В начале 1960-х годов он совершил переход от предметного к беспредметному и создал серию «Трансформации». Так, в «Трансформации № 10» художник преобразует фигуру человека, с помощью цветных плоскостей переводя формы в более условные. Андреенков исследует сопряжения цвета и линии, взаимодействие элементов на основе их плотности в пространстве полотна, простоты и ясности пропорций, изучает эмоциональное воздействие цвета, заключенного в заданную геометрическую форму.
Позже работа в области формальных построений вывела Андреенкова в область конкретных пространственных форм и конструкций. В 1988 году он стал автором надгробного памятника Казимиру Малевичу в Немчиновке под Москвой на предположительном месте захоронения художника. Памятник представляет собой бетонный куб с красным квадратом на одной из граней – оммаж великому первооткрывателю «элементарных частиц» – супремусов.