Художник-баталист и основоположник советской батальной живописи Митрофан Борисович Греков учился в одесской художественной школе у К.К. Костанди, продолжил обучение в Академии художеств у И.Е. Репина и позже у знаменитого баталиста Ф.А. Рубо. Сын казака, он с детства любил вольные донские степи и лошадей. Основная часть творческого наследия мастера, а это около 300 полотен, посвящена событиям Гражданской войны, участником которой он стал в 1920 году, вступив в Красную армию. Художник так вспоминал об этом: «События так волновали, так захватывали, что нельзя было не писать». В цикл работ о 1-й Конной армии вошли картины «В отряд к Будённому», «Тачанка», «Трубачи Первой конной», несколько портретов героев 1-й Конной армии и др.
Первые этюды для «Трубачей» Греков начал писать еще в 1927 году на Высших кавалерийских курсах в Новочеркасске, где ему позировали местные курсанты. Однако художника не устраивал колорит работы, его блеклость и невыразительность. Работа над картиной продвинулась только после поездки художника весной 1934 года на лечение в Крым. Греков говорил, что именно там он понял, «как надо написать “Трубачей”… Для “Трубачей” мне не хватало евпаторийского колорита, этого яркого неба и знойного песка». Вернувшись в Москву, он завершил картину.
«Весенняя степь, залитая солнцем широкая дорога. Нескончаемой колонной идут Конные части Красной армии. Впереди – полковые музыканты». Благодаря «радостной гамме крымской весны» трубачи-курсанты превратились в «вестников победы».
Картина была впервые показана на «Юбилейной выставке картин, посвященных Первой конной Красной армии. 1919–1934», открытой в ноябре 1934 года в Москве. Выставка стала почти персональной экспозицией художника – на ней было показано более 30 картин Грекова. После успеха выставки репродукция с картины «Трубачи Первой конной» обошла страницы всех иллюстрированных изданий 1930-х годов и разошлась миллионными тиражами в открытках.