Матюшин Михаил (1861-1934)
Корневая скульптура
Начало 1920-х
Размер - 23 x 50 x 41
Материал - дерево
Инвентарный номер - СКС-3076
Дар А.В. Повелихиной. 2002
Михаил Матюшин – художник, музыкант, теоретик искусства. Вместе с поэтессой и художницей Еленой Гуро явился создателем органического направления в русском авангарде. В 1923-1926 годах он возглавлял отдел Органической культуры в Гинхуке (Государственном институте художественной культуры), где изучал взаимодействие формы, цвета и звука в пространстве. Занятия корневой скульптурой стали для него исследованием того, как законы органического формообразования проявляются в росте деревьев.
Матюшин начал работать с корнями и сучками с 1910 года. Летние месяцы он проводил в Финляндии, где на каменистой почве росли низкие, извилистые деревья. Гуляя по лесу и берегу озера, он собирал материал будущих скульптур. Обработка была минимальной и носила характер конструирования, что-то отрезалось, отсекалось или, наоборот, надставлялось. Дерево привлекало скульптора как объект живой природы, в котором форма и функция предельно сближены. В статье М. Матюшина и Е. Гуро «Чувство четвертого измерения» деревья поэтически сравнивались с волосными кровеносными сосудами, а ветви – с бронхами, через которые земля дышит небом, совершая круг обмена земных и небесных веществ.
По воспоминаниям Ивана Клюна, мастерская Матюшина была наполнена причудливыми существами в виде странников, птиц, зверей, пресмыкающихся. Дерево как материал скульптуры открыл для русского искусства С.Т. Коненков в середине 1900-х годов. Матюшин еще более последовательно, чем Коненков, сберегал природную форму, оставляя ее почти нетронутой. «Корневая скульптура» из собрания Третьяковской галереи демонстрирует минимальное вмешательство художника в созданные природой объемы и воспринимается как беспредметная.