Ризников Михаил (конец XIX в. – начало ХХ в.)
Художественный салон «Современное искусство». Столовая. Панно «Купание Дианы» С.П. Яремича. Оформление по эскизу А.Н. Бенуа и Е.Е. Лансере
1903
Размер - 16,5 x 22,8
Материал - бумага
Техника - коллодионовый отпечаток, ретушь
Инвентарный номер - РФт-130
Поступило в первой половине ХХ века
Выставочное предприятие «Современное искусство» было задумано его организаторами и спонсорами И.Э. Грабарём, С.А. Щербатовым и В.В. фон Мекком как выставка-продажа художественных произведений и изделий декоративно-прикладного искусства нового стиля. Выставка планировалась как постоянно действующая. Она должна была пропагандировать стиль модерн как образ жизни и, соответственно, образ мыслей. Идея была не нова. В Париже уже очень успешно прошел салон «Maison de L’art nouveau». В 1902 году в Москве состоялась выставка «Архитектура и художественная промышленность нового стиля», организатором которой был архитектор И.А. Фомин.
Выставка открылась в январе 1903 года в Санкт-Петербурге в квартире на втором этаже доходного дома А.Н. Ольхина на Большой Морской, 33. Для участия в проекте были приглашены художники объединения «Мир искусства» А.Н. Бенуа, К.А. Коровин, Л.С. Бакст, А.Я. Головин, каждый из которых должен был оформить по собственным эскизам одну из комнат. Среди проектантов были устроители выставки И.Э. Грабарь и меценат и художник С.А. Щербатов. Художникам предоставили полную творческую свободу. Помещения не объединялись сюжетно и тематически. Выставка интерьеров должна была продемонстрировать необыкновенное разнообразие и органичность нового стиля. Обстановка комнаты продавалась целиком. Отдельно можно было купить только украшения знаменитого французского ювелира Рене Лалика. Также в помещениях «Современного искусства» в разное время прошли выставки картин К.А. Сомова, Н.К. Рериха, японской гравюры и костюмов по моделям В.В. фон Мекка.
Выставка «Современное искусство» не оправдала коммерческих ожиданий организаторов, но стала ярким событием культурной жизни столицы. Выставку посетили Николай II с Александрой Фёдоровной, члены императорской семьи и множество горожан.
Столовая, оформленная по эскизам А.Н. Бенуа, была выдержана «в потухшей гамме <…> осенних тонов». Изящество линий белого столового мебельного гарнитура работы мастерской Н.Ф. Свирского подчеркивал модный в то время серо-зеленый линолеум пола. На фотографии видно панно «Купание Дианы», написанное С.П. Яремичем по эскизам А.Н. Бенуа. На консоли стоят сосуды Датской Королевской фарфоровой мануфактуры. Всю обстановку столовой по окончании выставки перевез в Москву в свой дом на Новинском бульваре князь С.А. Щербатов.
Съемку произвел фотограф-любитель Михаил Артемьевич Ризников. С 1901 по 1912 год он вместе с С.М. Прокудиным-Горским входил в руководство фотографического отдела Императорского русского технического общества. Ризников – автор и редактор одного из популярных самоучителей по фотографии. Cеребряный призер Московской фотографической выставки 1882 года. Сотрудник журналов «Мир искусства» и «Художественные сокровища России».

другие работы автора