Ризников Михаил (конец XIX в. – начало ХХ в.)
Художественный салон «Современное искусство». Будуар. Оформление по эскизу Л.С. Бакста
1903
Размер - 22,2 x 16,9
Материал - бумага
Техника - матовый коллодионовый отпечаток, платиновый вираж
Инвентарный номер - РФт-145
Поступило в первой половине ХХ века
Выставочное предприятие «Современное искусство» было задумано его организаторами и спонсорами И.Э. Грабарём, С.А. Щербатовым и В.В. фон Мекком как выставка-продажа художественных произведений и изделий декоративно-прикладного искусства нового стиля. Выставка планировалась как постоянно действующая. Она должна была пропагандировать стиль модерн как образ жизни и, соответственно, образ мыслей. Идея была не нова. В Париже уже очень успешно прошел салон «Maison de L’art nouveau». В 1902 году в Москве состоялась выставка «Архитектура и художественная промышленность нового стиля», организатором которой был архитектор И.А. Фомин.
Выставка открылась в январе 1903 года в Санкт-Петербурге в квартире на втором этаже доходного дома А.Н. Ольхина на Большой Морской, 33. Для участия в проекте были приглашены художники объединения «Мир искусства» А.Н. Бенуа, К.А. Коровин, Л.С. Бакст, А.Я. Головин, каждый из которых должен был оформить по собственным эскизам одну из комнат. Среди проектантов были устроители выставки И.Э. Грабарь и меценат и художник С.А. Щербатов. Художникам предоставили полную творческую свободу. Помещения не объединялись сюжетно и тематически. Выставка интерьеров должна была продемонстрировать необыкновенное разнообразие и органичность нового стиля. Обстановка комнаты продавалась целиком. Отдельно можно было купить только украшения знаменитого французского ювелира Рене Лалика. Также в помещениях «Современного искусства» в разное время прошли выставки картин К.А. Сомова, Н.К. Рериха, японской гравюры и костюмов по моделям В.В. фон Мекка.
Выставка «Современное искусство» стала ярким событием культурной жизни столицы, ее посетили Николай II с Александрой Фёдоровной, члены императорской семьи и множество горожан. Но коммерческих ожиданий организаторов она не оправдала.
Будуар, оформленный по эскизам Л.С. Бакста, отличался утонченной изысканностью. По проекту помещение должно было иметь форму ротонды. Для этого архитектором С.Ф. Собиным был устроен специальный каркас, изменивший пространство комнаты. Стены цвета слоновой кости, отделанные пилястрами, капители которых украшали спящие амуры работы Е.Е. Лансере, гармонировали с белым сукном пола. Мебель работы мастерской Н.Ф. Свирского из светлого клена с обивкой малиновым бархатом с черными и серебряными прошивками была настолько изящной, что полноватая великая княгиня Мария Павловна, усевшись в кресло, застряла в нем и посоветовала Л.С. Баксту написать: «Садиться запрещено – только для сильфид».
Съемку произвел фотограф-любитель Михаил Артемьевич Ризников. С 1901 по 1912 год он вместе с С.М. Прокудиным-Горским входил в руководство фотографического отдела Императорского русского технического общества. Ризников – автор и редактор одного из популярных самоучителей по фотографии. Cеребряный призер Московской фотографической выставки 1882 года. Сотрудник журналов «Мир искусства» и «Художественные сокровища России».

другие работы автора