Ризников Михаил (конец XIX в. – начало ХХ в.)
Художественный салон «Современное искусство». Диванная. Оформление по эскизу К.А. Коровина
1903
Размер - 23 x 17
Материал - бумага
Техника - матовый коллодионовый отпечаток, платиновый вираж
Инвентарный номер - РФт-154
Поступило в первой половине ХХ в.
Выставочное предприятие «Современное искусство» было задумано его организаторами и спонсорами И.Э. Грабарём, С.А. Щербатовым и В.В. фон Мекком как выставка-продажа художественных произведений и изделий декоративно-прикладного искусства нового стиля. Выставка планировалась как постоянно действующая. Она должна была пропагандировать стиль модерн как образ жизни и, соответственно, образ мыслей. Идея была не нова. В Париже уже очень успешно прошел салон «Maison de L’art nouveau». В 1902 году в Москве состоялась выставка «Архитектура и художественная промышленность нового стиля», организатором которой был архитектор И.А. Фомин.
Выставка открылась в январе 1903 года в Санкт-Петербурге в квартире на втором этаже доходного дома А.Н. Ольхина на Большой Морской, 33. Для участия в проекте были приглашены художники объединения «Мир искусства» А.Н. Бенуа, К.А. Коровин, Л.С. Бакст, А.Я. Головин, каждый из которых должен был оформить по собственным эскизам одну из комнат. Среди проектантов были устроители выставки И.Э. Грабарь и меценат и художник С.А. Щербатов. Художникам предоставили полную творческую свободу. Помещения не объединялись сюжетно и тематически. Выставка интерьеров должна была продемонстрировать необыкновенное разнообразие и органичность нового стиля. Обстановка комнаты продавалась целиком. Отдельно можно было купить только украшения знаменитого французского ювелира Рене Лалика. Также в помещениях «Современного искусства» в разное время прошли выставки картин К.А. Сомова, Н.К. Рериха, японской гравюры и костюмов по моделям В.В. фон Мекка.
Выставка «Современное искусство» явилась ярким событием культурной жизни столицы, ее посетили Николай II с Александрой Фёдоровной, члены императорской семьи и множество горожан. Но коммерческих ожиданий организаторов она не оправдала.
Помещение, оформленное по эскизам К.А. Коровина, предназначалось для отдыха. Это была диванная, курительная или чайная комната. Стены и потолок были затянуты желтоватым холстом, покрытым темно-оливковым узором из ветвей и листьев в технике беглого шитья. Деревянные рейки на стенах и потолке, имитирующие узор садовых шпалер, придавали сходство с перголой. Низкие диваны и пол были обиты сукном цвета «неспелой ржи» с вышитыми васильками. Садовую атмосферу подчеркивали тумбы с дверцами из толстых досок и декор в виде простой решетки на основании дивана и журнального столика. На фотографии видно освещение диванной множеством электрических ламп, рассеянных по всему потолку.
Съемку произвел фотограф-любитель Ризников Михаил Артемьевич. С 1901 по 1912 год он вместе с С.М. Прокудиным-Горским входил в руководство фотографического отдела Императорского русского технического общества. Ризников – автор и редактор одного из популярных самоучителей по фотографии. Cеребряный призер Московской фотографической выставки 1882 года. Сотрудник журналов «Мир искусства» и «Художественные сокровища России».

другие работы автора