Император Александр III с Марией Федоровной на выступлении детского хора. Спала
Патрон шедевра
Брандель Конрад (1838-1920)
Император Александр III с Марией Федоровной на выступлении детского хора. Спала
1886
Размер - 47 x 69,5
Материал - бумага на картоне
Техника - серебряно-желатиновый отпечаток, ретушь
Инвентарный номер - РФт-170
Поступило в 1931
К 1880-м годам фотография прочно вошла в жизнь разных слоев общества, и царская семья не была исключением. Многочисленные официальные встречи, приемы – все это фиксировалось профессиональными фотографами. Но не только внешняя, парадная сторона жизни императорской семьи запечатлена на снимках. Появились небольшие камеры, позволявшие снимать моменты повседневной жизни – охоты, поездок, отдыха. Фотографы, получавшие разрешения на съемку высочайших особ, не были ограничены правилами официальных съемок, они могли свободно перемещаться, выбирая по своему усмотрению точку съемки. В результате такой работы получались живые, непосредственные сцены, где никто не позирует; многие фигуры (в том числе и Александра III) схвачены в движении, в общении. Фотографии очень точно передают атмосферу событий, при этом не лишая изображения субъективного авторского взгляда.
Примером такой съемки является серия фотографий, сделанных во время визита императора Александра III в Брест и в Спалу. В фотоархиве Третьяковской галереи хранятся семь серебряно-желатиновых отпечатков большого формата (50 х 70 см) из этого фоторепортажа.
Спала – одна из охотничьих резиденций русских царей в Польше – любимое место охоты Александра III. Поездка в Спалу в августе–сентябре 1886 года была совмещена с посещением Брестской крепости и наблюдением за военными маневрами.
Фоторепортаж – способ рассказа о событии с помощью образов. В визуальном рассказе, как в любом повествовании, есть сюжет, который охватывает некий временной отрезок, имеет свое начало, развитие и завершение. Хроника фоторепортажа о поездке Александра III в Спалу выстраивается в соответствии с записями в дневнике императора и логикой развития действия: приезд в Брест, военный парад, приезд и пребывание в резиденции, отъезд на охоту.
В каждый приезд в Спалу император принимал депутации из окрестных городов и сел. Во встрече обычно участвовали хоровые и танцевальные коллективы из местных жителей. Александр III очень любил музыку. В 1872 году он создал Общество любителей духовой музыки, до восшествия на престол сам участвовал в концертах, играл на корнете. По воспоминаниям современника, «…этого уже было вполне достаточно для того, чтобы всюду начали играть и петь. В корпусах, в гимназиях, на заводах и проч., везде завелись собственные оркестры, везде встречали государя с музыкой и пением».
Фоторепортаж о поездке Александра III в Спалу исполнен известным польским фотографом Конрадом Бранделем – одним из родоначальников этого жанра. Брандель был поставщиком двора его императорского величества. Он серьезно занимался вопросами фототехники, являлся создателем ручной фотокамеры со шторным затвором, применявшейся первыми фоторепортерами и фотолюбителями. Брандель – автор уникальных панорамных фотографий Варшавы конца XIX века, сделанных с воздушного шара. Конрад Брандель также интересовался приложением фотографии к науке: в 1875 году он получил звание фотографа Варшавского университета.