К 1880-м годам фотография прочно вошла в жизнь разных слоев общества, и царская семья не была исключением. Многочисленные официальные встречи, приемы – все это фиксировалось профессиональными фотографами. Но не только внешняя, парадная сторона жизни императорской семьи запечатлена на снимках. Появились небольшие камеры, позволявшие снимать моменты повседневной жизни – охоты, поездок, отдыха. Фотографы, получавшие разрешения на съемку высочайших особ, не были ограничены правилами официальных съемок, они могли свободно перемещаться, выбирая по своему усмотрению точку съемки. В результате такой работы получались живые, непосредственные сцены, где никто не позирует; многие фигуры (в том числе и Александра III) схвачены в движении, в общении. Фотографии очень точно передают атмосферу событий, при этом не лишая изображения субъективного авторского взгляда.
Примером такой съемки является серия фотографий, сделанных во время визита императора Александра III в Брест и в Спалу. В фотоархиве Третьяковской галереи хранятся семь серебряно-желатиновых отпечатков большого формата (50 х 70 см) из этого фоторепортажа.
Спала – одна из охотничьих резиденций русских царей в Польше – любимое место охоты Александра III. Поездка в Спалу в августе–сентябре 1886 года была совмещена с посещением Брестской крепости и наблюдением за военными маневрами.
Фоторепортаж – способ рассказа о событии с помощью образов. В визуальном рассказе, как в любом повествовании, есть сюжет, который охватывает некий временной отрезок, имеет свое начало, развитие и завершение. Хроника фоторепортажа о поездке Александра III в Спалу выстраивается в соответствии с записями в дневнике императора и логикой развития действия: приезд в Брест, военный парад, приезд и пребывание в резиденции, отъезд на охоту.
Николай Александрович Вельяминов, врач императора, вспоминал, как проходила охота в Спале. Собирались с 8 утра, император выезжал в своем шарабане вместе с великим князем Владимиром Александровичем, остальные ехали попарно в колясках. По приезде на место все тянули жребий и становились на свои места. Около полудня в назначенном месте подавался завтрак, к которому приезжала императрица. Иногда Мария Фёдоровна ездила на собственную охоту – парфорсную (вид охоты с гончими собаками). На фотографии хорошо виден охотничий дворец, построенный в 1885 году архитектором Леоном Микуцким по заказу Александра III. Он был небольшим, камерным, в отличие от резиденций в Скерневицах и в Беловежи, где также любили охотиться российские императоры.
Фоторепортаж о поездке Александра III в Спалу исполнен известным польским фотографом Конрадом Бранделем – одним из родоначальников этого жанра. Брандель был поставщиком двора его императорского величества. Он серьезно занимался вопросами фототехники, являлся создателем ручной фотокамеры со шторным затвором, применявшейся первыми фоторепортерами и фотолюбителями. Брандель – автор уникальных панорамных фотографий Варшавы конца XIX века, сделанных с воздушного шара. Конрад Брандель также интересовался приложением фотографии к науке: в 1875 году он получил звание фотографа Варшавского университета.