К 1880-м годам фотография прочно вошла в жизнь разных слоев общества, и царская семья не была исключением. Многочисленные официальные встречи, приемы – все это фиксировалось профессиональными фотографами. Но не только внешняя, парадная сторона жизни императорской семьи запечатлена на снимках. Появились небольшие камеры, позволявшие снимать моменты повседневной жизни – охоты, поездок, отдыха. Фотографы, получавшие разрешения на съемку высочайших особ, не были ограничены правилами официальных съемок, они могли свободно перемещаться, выбирая по своему усмотрению точку съемки. В результате такой работы получались живые, непосредственные сцены, где никто не позирует; многие фигуры (в том числе и Александра III) схвачены в движении, в общении. Фотографии очень точно передают атмосферу событий, при этом не лишая изображения субъективного авторского взгляда.
Примером такой съемки является серия фотографий, сделанных во время визита императора Александра III в Брест и в Спалу. В фотоархиве Третьяковской галереи хранятся семь серебряно-желатиновых отпечатков большого формата (50 х 70 см) из этого фоторепортажа.
Спала – одна из охотничьих резиденций русских царей в Польше – любимое место охоты Александра III. Поездка в Спалу в августе–сентябре 1886 года была совмещена с посещением Брестской крепости и наблюдением за военными маневрами.
Фоторепортаж – способ рассказа о событии с помощью образов. В визуальном рассказе, как в любом повествовании, есть сюжет, который охватывает некий временной отрезок, имеет свое начало, развитие и завершение. Хроника фоторепортажа о поездке Александра III в Спалу выстраивается в соответствии с записями в дневнике императора и логикой развития действия: приезд в Брест, военный парад, приезд и пребывание в резиденции, отъезд на охоту.
На фотографии в центре композиции – брат Александра III великий князь Владимир Александрович, справа от него – великий князь Николай Николаевич. Владимир Александрович был самым близким Александру III из всей многочисленной семьи Романовых. Братья, которых разделяла всего лишь двухлетняя разница в возрасте, были дружны с раннего детства, они жили и воспитывались вместе. Владимир Александрович сопровождал императора во многих поездках, в том числе и в Спалу. На снимке нет никакой «официальности»: просто группа военных, стоящих на лестнице или спускающихся по ступеням, разговаривающих; на офицерах – наброшенные шинели, многие стоят спиной к камере, в том числе и Александр III.
Фоторепортаж о поездке Александра III в Спалу исполнен известным польским фотографом Конрадом Бранделем – одним из родоначальников этого жанра. Брандель был поставщиком двора его императорского величества. Он серьезно занимался вопросами фототехники, являлся создателем ручной фотокамеры со шторным затвором, применявшейся первыми фоторепортерами и фотолюбителями. Брандель – автор уникальных панорамных фотографий Варшавы конца XIX века, сделанных с воздушного шара. Конрад Брандель также интересовался приложением фотографии к науке: в 1875 году он получил звание фотографа Варшавского университета.