Фогель фон Фогельштейн Карл-Христиан (1788-1868)
Портрет Е.А. Саблуковой
1812
Размер - 73 x 58,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.25331
Приобретено у Н.Н. Досекиной. 1940
Автор портрета – сын саксонского живописца Христиана Леберехта Фогеля. Первые художественные навыки он получил в семье. В 1805–1807 годах учился в Дрезденской академии изящных искусств. Позднее путешествовал по Прибалтике, а в 1808 году приехал в Россию, где прожил около четырех лет. Здесь он создал галерею изображений российских аристократов и дипломатов, среди которых выделяется портрет Е.А. Саблуковой.
Екатерина Андреевна Саблукова, урожденная Волкова (?–1820), дочь генерал-майора Андрея Андреевича Волкова, была женой действительного тайного советника, сенатора, члена Государственного совета, вице-президента мануфактур-коллегии Александра Александровича Саблукова (1749–1828). В браке имела пятерых детей. Приходилась бабушкой декабристу А.Н. Муравьёву и Е.П. Бакуниной – музе А.С. Пушкина и адресату его стихов.
Небольшой поясной портрет решен как полупарадный. Екатерина Андреевна представлена в затененном зале на фоне колонны. Поверх ее черно-синего бархатного платья накинута украшенная вышивкой красная кашемировая шаль – модный в XIX веке предмет дамского гардероба. На высокий воротник белой блузы, плотно закрывающий шею, спадает воздушное кружево ажурного чепца. Оно деликатно оттеняет седые вьющиеся волосы модели. Сложенные на груди руки, плотно сомкнутые губы, глубокий сосредоточенный взгляд карих глаз сообщают облику пожилой дамы строгость и сдержанность, присущую представителям высшего общества. На ее близость к царскому двору указывает и малый крест ордена Святой Екатерины на груди. Четкий силуэт, контрастное цветовое решение и выявленная пластика форм – характерные особенности стиля ампир.
В собрании Государственной Третьяковской галереи имеется копия портрета, выполненная в технике пастели художником К.-В. Барду.