Горшков Иван (род. 1986)
Романтика. Из серии «Гиперпрыжок и муравьед»
2016
Размер - 100 x 150
Материал - пластик
Техника - цифровая печать, наклейки, аэрозоль, масло, фломастер
Инвентарный номер - НТ О-716
Дар В.А. Смирнова. 2020
Творческая деятельность Ивана Горшкова, заявившего о себе участием в выставочных проектах в середине 2000-х годов, давно вышла за пределы так называемой воронежской волны – важнейшего явления в современном региональном искусстве, объединившего талантливых художников этого города. В отличие от других участников течения – Ильи Долгова, Арсения Жиляева, Николая Алексеева, вдохновляющихся практикой концептуалистов и почти безразличных к визуальным аспектам произведения, работы Ивана Горшкова легко узнаваемы благодаря запоминающимся образам и исключительной экспрессии художественного языка.
«Найти и улучшить» – так обозначает свой метод работы над коллажами и живописными композициями художник. Взяв за основу традиционную форму станкового произведения, Горшков средствами того же конвенционального искусства выстраивает альтернативное пространство, интерпретирующее личный опыт погружения в цифровую среду, производящую произвольную последовательность образов, сочетания которых образуют причудливые, анекдотические конфигурации. Выбирая из огромного потока изображений случайные мотивы, художник вовлекает их в структуру своих работ, ставя перед собой задачу выстраивания новых взаимоотношений – казалось бы, ничем не связанные детали и фрагменты обретают свое место, «найденные» и «улучшенные».
В сложной многослойной структуре коллажа можно увидеть «картинки», выполненные методом цифровой печати, наклейки, надписи, элементы, нанесенные кистью масляной краской или краской из аэрозольного баллончика, а также процарапанные по сырой поверхности. Выхватываемые взглядом зрителя фигуративные элементы фотоколлажей при более внимательном рассмотрении оказываются искажены до неузнаваемости, лишь отдаленно напоминая что-то знакомое, давая лишь иллюзию сходства.
Из всех возможностей цифровых технологий художника заинтересовала своего рода «слепая зона» – всевозможные ошибки изображения, эффект «битого» пикселя, помехи, наложения и различные искажения (глитч). Способность ошибаться неожиданным образом выступает мостом между человеком и машиной, миром реальным и виртуальной средой. Взяв за основу метод абстрактного экспрессионизма с его приверженностью идее спонтанного жеста, художник создает его ироническую версию, предполагая родственную природу творческой импровизации и сбоев компьютерной программы.
В выборе названий композиций художник также следует логике абстрактного искусства, выбирая побуждающие к поиску ассоциаций определения и задавая лишь интонацию – шутливую, серьезную, ностальгическую и т.д. Название серии «Гиперпрыжок и муравьед», по мысли художника, объединяет максимально удаленные друг от друга полюса, маркируя также фрагментацию и обобщение как ключевые творческие приемы автора.