Горшков Иван (род. 1986)
Из серии «Поле чудес». 13
2016
Размер - 70 x 100
Материал - бумага
Техника - аэрозоль, масло, фломастер
Инвентарный номер - НТ О-715
Дар В.А. Смирнова. 2020
Творческая деятельность Ивана Горшкова, заявившего о себе участием в выставочных проектах в середине 2000-х годов, давно вышла за пределы так называемой воронежской волны – важнейшего явления в современном региональном искусстве, объединившего талантливых художников этого города. В отличие от других участников течения – Ильи Долгова, Арсения Жиляева, Николая Алексеева, вдохновляющихся практикой концептуалистов и почти безразличных к визуальным аспектам произведения, работы Ивана Горшкова легко узнаваемы благодаря запоминающимся образам и исключительной экспрессии художественного языка.
Видовые границы, в которых работает Горшков, вполне привычны для современного искусства: живопись, объект, инсталляция. Предметом художественного исследования автор выбирает неустойчивость положения субъекта в современном визуальном пространстве: выстроенная по всем канонам композиция может быть нарушена случайным жестом, а тактика обобщения входит в противоречие с введенными в повествование мелкими детализированными изображениями.
В композиции из серии «Поле чудес» художник показательно усложняет структуру произведения, наслаивая на нанесенные маслом широкие цветовые плоскости затеки краски, росчерки аэрозольным баллончиком, а также линейные построения, прочерченные по сырому красочному слою. Соединяя средства как «конвенционального», так и уличного искусства (пятна розового нарочно выглядят как проба наложения пигмента из пульверизатора), художник традиционными средствами инсценирует персональный опыт погружения в хаос цифровой компьютерной среды, генерирующей в произвольном порядке случайные образы и их сочетания, которые создают курьезные, пугающие, странные или нелепые констелляции.
Горшков проводит параллель между аналоговыми и цифровыми ошибками (глитчем), картинками, сделанными в простейших графических редакторах, примитивными фотоколлажами и абстрактным искусством, апеллирующим к визуальной эрудиции и ассоциативному мышлению зрителя. Однако если абстракция в изобразительном искусстве – традиционно интеллектуальный удел просвещенных, то работы Горшкова возвращают зрителю право на игру для изучения окружающего мира через опыт взаимодействия с цифровой реальностью, делая их в чем-то понятнее и приветливей.