Новиков Тимур (1958-2002)
Единорог. Из серии «Гобелены»
1993
Размер - 172 x 135
Материал - гобелен
Техника - шитье бисером
Инвентарный номер - ЭФ-173
Дар от К.Г. Новиковой, вдовы художника. 2002
Тимур Новиков примкнул к кругу ленинградских нонконформистов в начале 1980-х и тем самым частично принадлежит к числу последних неофициальных художников Ленинграда. С другой стороны благодаря своему творчеству и организаторской деятельности он стал одним из первых художников постсоветской эпохи, провозгласивших новые ориентиры и определивших новые реалии искусства. В конце 1980-х годов он отходит от живописи и обращается к коллажу как технике, в которой воплотились провозглашенные им принципы нового искусства. Превращение изображения в знак, тиражность, отрицание мастерства, заимствования у академического искусства и футуризма начала века становятся на период рубежа 1980-1990-х основными приемами в его творчестве. В это время Новиков утверждает себя и своих единомышленников из «Новой Академии» наследниками русского авангарда.
«Единорог» относится к периоду, когда художник обращается к историческому художественному наследию. Он использует для коллажа в качестве эстетически осмысляемой вставки цветную репродукцию средневекового гобелена, которую помещает на фоне куска современной гобеленовой ткани. Художник выбирал ткани для своего коллажа, исходя из категории внешнего блеска и богатства, а также декоративной близости средневековому образу. Этот момент принципиально важен для понимания развития художника, который вводит прием театрализации объекта, усиливая его внешнюю красоту с помощью различных способов, например, как здесь, прибегая к вышивкам бисером, соединяя высокую культуру с современностью. В данном коллаже историзм и современность объединяются с помощью эффектности самой ткани, в которой рисунок напоминает средневековые геральдические знаки.
Тимур Новиков много писал, объясняя зрителю особенности собственных поисков в искусстве: ««Самоотпилившиеся» модернисты начали паразитировать на породившей их культуре, выдавая чужие успехи за свои, что отсрочило гибель модернизма, хоть и привело к переименованию его в «постмодернизм»». Так художник расставил все точки над «и», определив себя и своих коллег как эпигонов высокого искусства, нашедших новые пластические и иные ходы для его трансформации.