Сегодня почти забытый, Виктор Замирайло был одним из очень известных книжных графиков начала ХХ века. Начинал он как исполнитель шрифтов -– в 1899 для юбилейного издания он выполнил от руки текст пушкинской «Песни о вещем Олеге». Как шрифтовик и декоратор он выступал в журнале «Мир искусства» и в задуманном И. Грабарем журнале «Вестник искусства». В 1914 году художник окончательно переехал в Петербург и его основным занятием стала книжная графика. Получив заказ на иллюстрации для собрания сочинений Лермонтова, он понял, что нашел своего автора. Кроме двух иллюстраций к поэме «Мцыри», художник выполнил еще ряд рисунков: к поэме «Корсар» («Корсары на корабле» и «Спасенная гречанка в трюме корабля»), три рисунка к сказке «Ашик-Кериб», заставки к поэме «Беглец» и нескольким стихотворениям.
Работая над поэмой «Мцыри», Замирайло выбирает наиболее напряженные сюжетные моменты: «Побег из монастыря», «Мцыри и барс».
Художник изображает момент смертельной борьбы Басра и Мцыри. По рисунку Замирало уже понятно кто одержит победу: единственное оружие Мцыри уже пронзило горло опрокинутого на спину барса. Трактовка сюжета драматична, отличается стремительным ритмом, внутренней взволнованностью и аффектированностью. Сцена сражения разворачивается на фоне фантастического, тщательно, до мельчайших деталей прорисованного пейзажа. Лермонтов прочитан художником не только через призму романтического мироощущения художника, два очень разных художника были его «учителями». «…От Врубеля отправлялся в своей фантастике Замирайло, но был этот ни на кого не похожий мастер еще больше заворожен Гюставом Доре», - писал о нем коллекционер и знаток графики А.А. Сидоров, из собрания которого иллюстрация и поступила в Третьяковскую галерею.