Егоров Алексей (1776-1851)
Голова юноши. Портрет В.П. Суханова
1812
Размер - 49,3 x 38,6
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.123
Приобретено П.М.Третьяковым у С.А.Розлачь, дочери художника. 1869
Алексей Егорович Егоров – исторический живописец, портретист, автор церковных образов, профессор. Получив образование в стенах Императорской Академии художеств по классу исторической живописи, Егоров был оставлен пенсионером и в 1798 году определен преподавателем в рисовальный класс. В 1807 году, по возвращении из пенсионерской поездки в Италию, Егоров был принят на должность адъюнкт-профессора и в этом же году удостоен звания академика. Современники нередко величали живописца «русским Рафаэлем».
Егоров оставил о себе память не только как виртуозный рисовальщик, но и как прекрасный педагог, воспитавший целые поколения мастеров. В числе его учеников: К.П. Брюллов, Ф.А. Бруни, А.А. Иванов. Одним из подающих надежды студентов был изображенный на портрете Василий Петрович Суханов.
О Суханове сохранилось мало сведений. В 1811 году талантливого воспитанника Академии наградили малой серебряной медалью. Год спустя за программу, представляющую «известного нижегородского гражданина Козьму Минина, подвигнувшего сердца всех сограждан своих к пожертвованию всем имуществом своим к спасению Отечества», Суханов получил большую золотую медаль. В дальнейшем, согласно скупым источникам, он служил учителем рисования при Санкт-Петербургском университете (1830).
Камерный портрет В.П. Суханова, представляющий образец зрелого академизма, в полной мере демонстрирует уверенную манеру художника, имеющего за плечами серьезную школу. Произведение отличается особой отточенностью линий, мастерством светотеневой лепки. Направленный в сторону внимательный взгляд молодого человека, распахнутый ворот белой рубашки, свободно лежащие пряди волос придают его облику большую естественность. Герой полотна одновременно и активен и пребывает в собственном мире. В образе Суханова можно почувствовать стойкость, внутреннюю силу и вместе с тем одухотворенность, созвучные атмосфере 1812 года – времени, когда и был написан портрет.
Произведение было приобретено П.М. Третьяковым у С.А. Розлачь, дочери художника.