Егоров Алексей (1776-1851)
Явление Христа Марии Магдалине
1818
Размер - 202,5 x 130,4
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5080
Поступило из Московского Публичного и Румянцевского музея (дар Н.С. Мосолова). 1925
Живописец Алексей Егорович Егоров прославился как «русский Рафаэль». Поводом для сравнения его работ с полотнами великого итальянского мастера послужило следование эталонам античного искусства, совершенство рисунка и композиции, а также религиозные сюжеты картин. Ученик знаменитых художников И.А. Акимова и Г.И. Угрюмова, Егоров стал продолжателем традиций академической школы живописи. О его исключительном владении художественными приемами ходили легенды.
Свои профессиональные навыки Егоров совершенствовал в Италии, где сблизился с ведущими мастерами классицизма Кановой и Камуччини. Ему предлагали остаться в Риме в качестве придворного живописца. Однако он предпочел вернуться на Родину. Преподавал в Академии художеств, писал образа для церквей. Среди его учеников – великие русские живописцы Ф.А. Бруни, К.П. Брюллов, А.А. Иванов, А.Т. Марков.
Картина «Явление Христа Марии Магдалине» представляет собой двухфигурную композицию, написанную в натуральную величину: слева – коленопреклоненная Мария Магдалина, справа – Иисус Христос. Егоров изобразил момент, когда, согласно евангельскому сюжету, Мария Магдалина узнает воскресшего Христа, который жестом правой руки останавливает ее порыв и произносит фразу: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему».
Егоров уходит от традиционной иконографии этого сюжета. Картина отличается сдержанными интонациями, пронизана нотами радости и торжества от чудесного явления. Вместо испуга или удивления лицо Марии Магдалины выражает спокойствие и благоговение. На безмятежном лице Иисуса яркий румянец, а его совершенное тело напоминает скульптуры юных богов древнегреческого Олимпа. Вместо белой пелены торс и плечо Христа прикрыты красной драпировкой цвета жертвенной крови. Она резко контрастирует с оливковым одеянием бывшей грешницы, припавшей к ногам наставника. Опираясь на посох, Он медленно ступает по земле, усеянной цветами. На заднем плане видны кресты и гробница Иосифа Аримафейского, где был похоронен распятый Иисус. Рядом с входом сидит ангел – свидетель таинства Воскрешения. С правой стороны полотна, над фигурой Христа, Егоров написал яблоню с плодами, как символ спасения и искупления греха.
Картина входит в число большеформатных полотен собрания Государственной Третьяковской галереи. Известна картина А.А. Иванова на подобный сюжет (1834).