Евдокия (Авдотья) Ивановна Голицына (1780–1850) – урожденная Измайлова, была женой высокопоставленного чиновника князя Сергея Михайловича Голицына. Выданная за него по воле Павла I, она жила с мужем в разъезде. Путешествовала по Европе. Голицына отличалась редкой красотой, незаурядным умом и независимым характером. Начиная с 1816 года княгиня собирала в своем доме в Петербурге избранное общество. У нее бывали Николай Карамзин, Василий Жуковский, Константин Батюшков. Постоянным посетителем салона Голицыной стал юный Пушкин. Увлеченный княгиней, он посвятил ей два стихотворения.
Голицына принимала гостей поздно вечером, за что получила прозвище Princesse Nocturne («Ночная княгиня»). Лишенная признаков роскоши обстановка ее дома была изысканной и строгой. Хозяйка салона пренебрегала современной модой – платья свободного покроя изящно драпировали ее фигуру, делая похожей на античную статую. По воспоминаниям Петра Вяземского, Голицына представала «не обыкновенною светскою барынею, а жрицею какого-то чистого и высокого служения». Поэт отмечал, что «и вторая, и третья молодость ее пленяли какою-то свежестью и целомудрием».
Именно такой Голицыну увидел Егоров. Он пишет ее портрет, следуя натурным впечатлениям и одновременно обращаясь к стилистике религиозной живописи старых мастеров. Ритм четких изящных линий, локальный колорит, лишенный тональных градаций, условный оконный проем, тонкие черты лица с глазами, возведенными к небу, – все это отсылает к барочно-ренессансной традиции изображения Мадонны.
Неслучайно современники, высоко ценившие классицистические совершенства рисунка и ясность композиции в работах Егорова называли его, профессора исторической живописи Императорской Академии художеств, «русским Рафаэлем». Портрет княгини Голицыной – редкий опыт прямого подражания русского портретиста эпохи ампира европейской религиозной живописи.