Удальцова Надежда (1886-1961)
Супрематизм. Композиция
1916
Размер - 24 x 37
Материал - бумага
Техника - гуашь
Инвентарный номер - Р-3121
Приобретено у А.А. Древина. 1978
В конце 1910-х годов Надежда Удальцова заинтересовалась супрематизмом. Это увлечение длилось совсем недолго и имело скорее прикладной характер ‒ ее супрематические работы были сделаны для артели декоративно-прикладного искусства «Вербовка», созданной Надеждой Давыдовой еще в 1900 году. В артели работали профессиональные вышивальщицы; Давыдова начала заказывать им вышивки на подушках, сумочках, лентах по рисункам левых художников. Состоялись две выставки артели «Вербовка»: в 1915 году ‒ «Выставка современного декоративного искусства. Вышивки и ковры по эскизам художников», и в 1917-м. Удальцова приняла участие во второй выставке, сделав для нее серию эскизов.
Осенью 1916 года она записала в дневнике: «Приглашена <…> в общество вышивок. Рисунок стоит 20 рублей. Я могу дать 5 рисунков в месяц, если принимать будут всё, то можно и по 10 давать, и больше. Можно месяца на три бросить живопись и только зарабатывать». Уже 29 ноября 1916 года, через полтора месяца, Удальцова отметила: «Неожиданно увлеклась декоративными рисунками и Малевичем. <…> Рисунки сдали, вышли очень неплохие, и заработала 230 рублей».
Но всё же супрематизм не захватил Удальцову всецело. Фактически она испробовала эту систему как возможность реализации декоративных задач в «Вербовке» и в дальнейшем отошла не только от супрематизма, но и от беспредметности в целом. Тем не менее супрематизм дал Удальцовой сильный импульс в поисках отвлеченной формы. В конце 1916 года она записала в дневнике: «В пространстве чистом, холодном летят они, чистые формы, брошенные в стремительном беге, сталкиваясь и отталкиваясь, или в состоянии внутреннего динамизма выявляют собой статическое развитие цвета. Форма ‒ цвет. Композиция отношений цвета».