Гитара. Фуга
Патрон шедевра
Удальцова Надежда (1886-1961)
Гитара. Фуга
1914
Размер - 52,5 x 43
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1296
Дар Г.Д. Костаки. 1977
Надежда Андреевна Удальцова, одна из «амазонок русского авангарда», в первой половине 1910-х годов создала ряд работ, которые можно считать классическими примерами кубофутуризма. В ноябре 1912 года Удальцова уехала в Париж и поступила там в Академию «Ла Палетт», где преподавали Анри Ле Фоконье и Жан Метценже, создавший совместно с Альбером Глезом в 1912 году художественный манифест кубизма. Удальцова вспоминала: «В Париже я прожила около года как зачарованная. Город в кубах домов своих и переплетениях виадуков, с дымами поездов, с аэропланами и дирижаблями в воздухе рисовался фантастическим живописным явлением подлинного искусства. Архитектура домов с их охристо-серебристым тоном воплощалась в кубистических построениях Пикассо».
Для творчества Удальцовой и других художников-кубофутуристов характерно изображение предметов одновременно с разных точек зрения, снаружи и изнутри, из-за чего эти объекты как будто раскалываются на части и перемешиваются друг с другом, образуя сложно организованное динамическое целое. «Отец русского футуризма» Давид Бурлюк в знаменитом сборнике «Пощёчина общественному вкусу» объяснял, что кубизм есть плоскостное понимание мира. Он определял кубизм как «канон сдвинутой конструкции». Изображение объекта «с нескольких точек зрения» декларировалось как важнейший прием кубистической живописи. Примером такой живописи может служить картина «Гитара. Фуга», полученная галереей в дар от знаменитого коллекционера русского авангарда Г.Д. Костаки.
Объект изображения – гитара – расчленяется и собирается в единую композицию из разных элементов. Это отделенные друг от друга верхняя и нижняя деки инструмента, «переломанный» гриф без струн, фрагмент нотного листа в верхней части картины, надпись «фуга», разделенная пополам и перевернутая. Но все эти фрагменты, вписанные в овал, создают единую композицию, построенную на ритме округлых линий и острых углов, окружающих вполне узнаваемую гитару.