Саввино-Сторожевский монастырь ‒ одно из полюбившихся русским художникам подмосковных местечек. Его живописная природа и богатая история стали местом некоего «художественного паломничества» во второй половине XIX века.
Лев Каменев преподавал в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его учеников были выдающиеся впоследствии мастера Константин Коровин и Исаак Левитан, продолжившие в своем творчестве говорить о красоте русской природы, не соблазняясь яркими красками европейских пейзажей. Так, живописец Константин Коровин вспоминал: “А в Саввинской слободе уже давно жил в преклонных годах Лев Львович Каменев. Когда мы там поселились, то пришли с братом Сергеем к Каменеву… Его большая фигура, одетая в блузу, была как-то тяжела. Он медленно передвигался, и в грустных глазах его было что-то тяжелое, надорванное. На стене висели приколотые кнопками небольшие этюды. В них сквозила какая-то неземная поэзия русских лесов, дорог, холмов, покрытых кустами, и освещенные вечерним солнцем деревни и монастырь св.Саввы. Большая картина, которую он писал, была совершенно другая – приглаженная, пухлые цветные деревья и что-то сладкое, непохожее на этюды”.
Каменев изображает словно вырастающий из Сторожевского пригорка монастырь со сверкающими на солнце куполами. Саввино-Сторожевский монастырь, основанный в конце XIV века неподалеку от подмосковного Звенигорода, был тесно связан с именем одного из главных почитаемых на Руси святых ‒ преподобным Сергием Радонежским. Первым игуменом монастыря стал его ученик ‒ Савва. Отсюда и его название. Во времена царя Алексея Михайловича, отца Петра Великого, монастырь имел статус царской резиденции.
В пейзаже, исполненным Каменевым, словно разлиты чувства умиротворения и земной благодати, в поисках которой перебрался от московской суеты одинокий художник, похоронивший двух детей. Этот солнечный день, в мареве теплого воздуха которого растворяется силуэт монастыря, будто дышит безмятежностью летнего дня с высоким голубым небом и парящими белоснежными облаками, зеленью речной заводи и пышными кронами деревьев.