Виноградов Сергей (1870-1938)
Бабы
1894
Размер - 37,8 x 57,7
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-170
Приобретено у М.Ф. Сидорова. 1957
Жанровая композиция «Бабы» входит в число работ, исполненных С.А. Виноградовым в период с 1890 по 1898 год, когда художник жил и работал в Харькове, где им был создан цикл произведений, изображающих быт простых людей, жителей близлежащих деревень. Виноградов преподавал в Харьковском ремесленном училище, а летние месяцы проводил по приглашению крупнейшего российского промышленника, миллионера-сахарозаводчика П.И. Харитоненко в его украинских владениях. Живописные виды усадьбы Натальевка и села Пархоменко Сумского уезда Харьковской губернии были запечатлены художником в его многочисленных этюдах. Увиденные им бытовые сцены, различные деревенские типажи, особенности национального костюма впоследствии составили богатейший материал для его известных жанровых картин, таких как: “Обед работников” (1890), “Бабы (Подруги)” (1893), “Поденщик” (1897), все находятся в собрании Государственной Третьяковской галереи.
В картине «Бабы» также проявлены характерные черты, свойственные живописному стилю мастера. Жанровые композиции Виноградова отличает яркая импрессионистическая манера письма. Многочисленные натурные штудии, над которыми художник работал в разных уголках окрестных деревень, позволили ему с убедительностью передать в изображенной сцене нюансы естественного освещения. Полуденный солнечный свет воспроизводится Виноградовым звучной и чистой гаммой натуральных цветов без дополнительных примесей. Центральная группа композиции – сидящие возле избы крестьянки, ведущие между собой тихий разговор. Автор с предельной достоверностью изображает их национальные костюмы. Художественное пространство выстроено таким образом, что с разных ракурсов можно рассмотреть их многослойную структуру: украшенные красными орнаментальными полосками рубахи, синие юбки и сарафаны с надетыми поверх них белоснежными передниками. Внимание привлекает и детальная проработка внешних атрибутов деревенского быта. Этой простой сценой Виноградов погружает зрителя в атмосферу спокойно текущей крестьянской жизни, передавая свой интерес и уважение к героям картины.