Абрамцевская столярно-резчицкая мастерская
Шкаф-угольник
Вторая половина 1880-х - 1890-е
Размер - 71 x 57 x 33,5
Материал - липа, металл
Техника - резьба, подкраска
Инвентарный номер - ДМВ МФ-ДПИБ-16
Поступило из семьи В.М. Васнецова. 1951
Значительную и весьма представительную часть обстановки московского дома В.М. Васнецова составляют предметы мебели, выполненные по эскизам Е.Д. Поленовой в абрамцевской столярно-резчицкой мастерской.
Елена Дмитриевна в 1885–1892 годах создала более ста эскизов мебели и предметов быта. Среди них эскиз углового шкафчика из гостиной Дома-музея В.М. Васнецова. Форму этого шкафчика художница зарисовала во время поездки в деревню Ауртово в 1886 году. Рисунок помещен в альбоме совместных зарисовок В.М. Васнецова и Е.Д. Поленовой. «Мой шкапик угловой – это дом в два этажа: наверху, на окошке, стоит цветок в горшке, а в нижнее окошко виден закат солнца», – описывала Е.Д. Поленова в письме Е.Г. Мамонтовой свой новый шкафчик для мастерской. В том же альбоме можно увидеть и рисунки фурнитуры, использованные для этой дверцы. Дверца состоит из двух секций, подвижно соединенных развернутыми в разные стороны «сказочными» петлями-«топориками» на кованых граненых гвоздях. По периметру дверца декорирована узкой рамочкой трехгранно-выемчатой резьбы. Верхний фриз шкафчика покрыт орнаментом с использованием мотива шестилепестковых розеток.
В своих первых изделиях художница использовала исключительно геометрическую резьбу. Но со временем она стала вводить в орнамент растительные мотивы – цветы, листья, плоды. Этот прием – «пользование <…> мотивами, навеянными впечатлениями природы» – она нашла в русском народном искусстве. Таким примером сочетания геометрических мотивов с цветочными служит угловой шкафчик. О способности Е.Д. Поленовой сочинять орнаменты писали современники: «Ее орнаменты настолько тонки по сочетаниям красок и линий, что ими можно любоваться, как любуешься хорошими картинами, они не просто узоры, а точно в них вложены загадочные мысли».
За короткий срок Елена Дмитриевна изучила особенности русского орнамента и стала одним из первых его знатоков. Резьба на абрамцевских изделиях часто подкрашивалась неяркими красками. Поленова «выпытывала у баб разные секреты и рецепты, потом сама добывала по ним краски, дававшие мягкие и приятные тона раскрашенным под ее личным руководством абрамцевским изделиям».
Абрамцевская мастерская под руководством Е.Д. Поленовой стала первой в России творческой лабораторией по возрождению народного ремесла силами профессиональных художников. Она не только оживила местный промысел резьбы по дереву, но и воспитала несколько поколений мастеров. Изделия мастерской благодаря своей новизне пользовались популярностью и получили широкое распространение в городской среде.