Значительную и весьма представительную часть обстановки московского дома В.М. Васнецова составляют предметы мебели, выполненные по эскизам Е.Д. Поленовой в абрамцевской столярно-резчицкой мастерской.
Елена Дмитриевна в период с 1885 по 1892 год создала более ста эскизов мебели. Среди них эскиз полочки-аптечки из комнаты жены художника А.В. Васнецовой. О таком шкафчике в 1896 году художественный критик В.В. Стасов писал Е.Д. Поленовой: «Ах, какую я прелесть получил вчера от хороших знакомых в подарок к Новому году! <…> черный шкапик с колонками посредине, для бумаги и конвертов! Резной орнамент – ветка граната, цветная. Говорят, сочинения какой-то Поленовой!!» В семье Васнецовых такая полочка использовалась как аптечка. Полочка выполнена из липы и окрашена черной краской. Ее боковые стенки и откидные дверцы верхнего и нижнего отделений декорированы подкрашенным резным орнаментом. Верхнее и нижнее отделения соединены витыми колонками, образуя открытую нишу.
В своих первых изделиях художница использовала исключительно геометрическую резьбу. Но со временем она стала вводить растительные мотивы – цветы, листья, плоды. Этот прием – «пользование <…> мотивами, навеянными впечатлениями природы» – она нашла в русском народном искусстве. Таким примером сочетания геометрических мотивов с цветочными служит полочка-аптечка, на откидных дверцах которой изображены стилизованные ветви с плодами граната. О способности Е.Д. Поленовой сочинять орнаменты писали современники: «Ее орнаменты настолько тонки по сочетаниям красок и линий, что ими можно любоваться, как любуешься хорошими картинами, они не просто узоры, а точно в них вложены загадочные мысли».
За короткий срок Елена Дмитриевна изучила особенности русского орнамента и стала одним из первых его знатоков. Резьба на абрамцевских изделиях часто подкрашивалась неяркими красками. Поленова «выпытывала у баб разные секреты и рецепты, потом сама добывала по ним краски, дававшие мягкие и приятные тона раскрашенным под ее личным руководством абрамцевским изделиям».
Абрамцевская мастерская под руководством Е.Д. Поленовой – первая в России творческая лаборатория по возрождению народного ремесла силами профессиональных художников. Она не только оживила местный промысел резьбы по дереву, но и воспитала несколько поколений мастеров. Изделия мастерской благодаря своей новизне пользовались популярностью и получили широкое распространение в городской среде.