Значительную и весьма представительную часть обстановки московского дома В.М. Васнецова составляют предметы мебели, выполненные по эскизам Е.Д. Поленовой в абрамцевской столярно-резчицкой мастерской.
Елена Дмитриевна в период с 1885 по 1892 год создала более ста эскизов мебели и предметов быта. Среди них эскиз полочки-кронштейна с вешалкой для полотенец из гостиной Дома-музея В.М. Васнецова. Детали полочки Елена Дмитриевна позаимствовала у донца прялки. Для декорирования была применена резьба, также заимствованная художницей у подлинных крестьянских предметов быта – прялок, вальков, рубелей. Бортики полки и передняя поверхность кронштейнов украшены трехгранно-выемчатой резьбой. Ярким цветовым акцентом полочки служат окрашенные темно-зеленой, бордовой и бронзовой краской крепления к стене – «донца». Эти детали напоминают украшенные резьбой или росписью донца прялок, которые в старину вешали на стену как картину для украшения избы.
В своих первых изделиях художница использовала исключительно геометрическую резьбу. Но со временем она стала вводить растительные мотивы: цветы, листья, плоды. Этот прием – «пользование <…> мотивами, навеянными впечатлениями природы» – она нашла в русском народном искусстве. Таким примером сочетания геометрических мотивов с цветочными служит полочка-кронштейн. О способности Е.Д. Поленовой сочинять орнаменты писали современники: «Ее орнаменты настолько тонки по сочетаниям красок и линий, что ими можно любоваться, как любуешься хорошими картинами, они не просто узоры, а точно в них вложены загадочные мысли».
За короткий срок Елена Дмитриевна изучила особенности русского орнамента и стала одним из первых его знатоков. Резьба на абрамцевских изделиях часто подкрашивалась неяркими красками. Поленова «выпытывала у баб разные секреты и рецепты, потом сама добывала по ним краски, дававшие мягкие и приятные тона раскрашенным под ее личным руководством абрамцевским изделиям».
Абрамцевская мастерская под руководством Е.Д. Поленовой – первая в России творческая лаборатория по возрождению народного ремесла силами профессиональных художников. Она не только оживила местный промысел резьбы по дереву, но и воспитала несколько поколений мастеров. Изделия мастерской благодаря своей новизне пользовались популярностью и получили широкое распространение в городской среде.