Лесная даль в полдень
Патрон шедевра
Клодт фон Юргенсбург Михаил (1832-1902)
Лесная даль в полдень
1876
Размер - 97,7 x 161
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.860
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1876
В 1851–1858 годах Клодт, сменивший специальность горного инженера на карьеру живописца, учился в пейзажном классе Академии художеств, а затем на протяжении 1858–1861 годов совершенствовал свое мастерство в Германии, Швейцарии, Франции. Клодт вернулся на родину раньше завершения официального пенсионерского срока и с 1863 года предпочитал писать отечественные ландшафты. В 1870-м он стал одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, а начиная с 1872 года преподавал во вновь организованном пейзажном классе Академии художеств.
1870-е годы – время активной деятельности мастера, принимавшего в это время участие в каждой выставке Товарищества. Картина «Лесная даль в полдень» написана через несколько лет после создания полотна «На пашне» (1872, Третьяковская галерея), ставшего самым известным в творческом наследии художника. Оба пейзажа представляют собой панорамы, наиболее полно выражающие обаяние главных мотивов русской природы – широкого поля и бескрайнего леса. «Лесная даль» поражает картинной масштабностью пространства. Излюбленная Клодтом фронтальная композиция, при всей ее уравновешенности, полна движения – пылит по проселочной дороге и вот-вот исчезнет за поворотом дорожный тарантас, а первый безлесный план картины с одинокой сосной кажется выступающим вперед обрывом, за которым волнуется море древесных вершин. Резкость близких к зрителю деталей, тщательно прописанных художником, подчеркивает колористическую мягкость живописи далей. Этот в целом академический прием придает пейзажу реалистичность, высоко ценившуюся в работах Клодта его современниками.
«Лесная даль в полдень» экспонировалась на 5-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, а затем возвратилась в мастерскую художника, который исправил «недостатки в первом плане». После этого картина была отослана в Москву П.М. Третьякову.