На пашне
Патрон шедевра
Клодт фон Юргенсбург Михаил (1832-1902)
На пашне
1872
Размер - 71 x 132,2
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.861
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1872
«На пашне» – эпическая картина, на которой представлен собирательный образ могучей и необъятной России. В центре пейзажа на фоне раскинувшейся безбрежной равнины изображена фигура крестьянки с запряженной в плуг гнедой кобылой и жеребенком. Женщина отвлеклась на проезжающую вдали повозку и ненадолго оторвалась от своего непростого труда – пахоты на лошади. Вокруг нее раскинуто весеннее вспаханное поле с клубами плодородной, так называемой «спелой» почвы. Лишь искусный пахарь, наделенный немалыми навыками и сноровкой, способен оставлять плугом такую ровную глубокую борозду. На горизонте от деревушки до пролеска тянутся бескрайние дали, над которыми возвышается беспредельная небесная ширь.
В полотне «На пашне» Клодт с редкой для него поэтической убедительностью выразил красоту равнинной русской природы. Художник был одним из тех живописцев, которые своим творчеством утверждали право пейзажной живописи на ее равенство в иерархии «высоких» жанров, признаваемых Императорской Академией художеств за главнейшие.
Первоначальный вариант картины был исполнен Клодтом в 1871 году (Государственный Русский музей) и экспонировался на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок в Петербурге и Москве. О пейзаже много и одобрительно писали художественные критики, признавая его одним из лучших на выставке. В 1873 году Павел Третьяков, понимая значимость этого произведения для национальной пейзажной живописи, купил повторение картины для своего собрания, несмотря на то, что крайне редко приобретал копии.