Пётр Захарович Захаров – российский художник чеченского происхождения. В 1819 году он был найден ребенком в ауле Дады-юрт, уничтоженном русскими войсками по приказу генерала Алексея Петровича Ермолова. По неподтвержденным данным, мальчика отдали на попечение казаку Захару Недоносову из станицы Бороздиновской (отсюда происходит фамилия будущего художника). С 1823 года Пётр Захаров воспитывался П.Н. Ермоловым, двоюродным братом А.П. Ермолова. С 1826 года он занимался у художника-портретиста Льва Александровича Волкова. В 1830 году Захаров был определен «посторонним» учеником Императорской Академии художеств, по окончании которой в 1836 году получил звание неклассного (свободного) художника. Жил в Санкт-Петербурге, с 1843 года – в Москве, где работал по частным заказам и давал уроки живописи.
На картине изображен Фёдор Иванович Иноземцев (1802(?) – 1869), врач, общественный деятель, действительный статский советник, член медицинского совета Министерства внутренних дел. В 1833 году Иноземцев защитил докторскую диссертацию «О двустороннем методе камнесечения». В 1835–1859 годах работал профессором практической хирургии в Московском университете. Совместно с физиологом А.М. Филомафитским Иноземцев предпринял первую попытку переливания крови больным холерой (1847). В 1861 году он основал Общество русских врачей в Москве. Создал свою школу медиков-практиков.
Через Н.М. Языкова и В.А. Жуковского Иноземцев был знаком с хозяйкой популярного в 1830–1840-е годы литературного салона в Москве А.П. Елагиной, у которой собирались представители творческого олимпа. Очевидно, в этот период он встретился с художником П.З. Захаровым, исполнившим его портрет в традиции
романтизма.
Из темноты дальнего плана проступают сухие строгие черты мужчины, одетого в темный сюртук, который визуально почти не отделяется от фона. Свет проявляет из мрака только половину его худощавого лица. Глаза хирурга устремлены на зрителя, но взгляд его выражает отрешенность и самоуглубление. На усиленную работу мысли указывают поднятые вверх густые брови и резкие рельефные морщины на лбу. Аристократичность облика Иноземцева художник подчеркнул аккуратно уложенными напомаженными волосами и длинными, доходящими до подбородка бакенбардами.
Существуют живописные изображения Ф.И. Иноземцева в исполнении художников В.К. Штембера (1892) и Н.И. Подключникова на групповом портрете «Интерьер в квартире Алексея Матвеевича Филомафитского в Москве» (после 1855, Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени).
Портрет был выкуплен П.М. Третьяковым у родственников художника и стал частью его коллекции изображений «лиц, дорогих нации». В собрании Третьяковской галереи хранятся и другие портреты кисти П.З. Захарова:
«Портрет детей П.Н. Ермолова» (1839);
«Портрет Н.А. Постниковой» (1845);
«Портрет Т.Н. Грановского» (1845).