Портрет детей Петра Николаевича Ермолова
Патрон шедевра
Захаров (Захаров-Чеченец) Петр (1816-1846)
Портрет детей Петра Николаевича Ермолова
1839
Размер - 98,5 x 75,9
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.10341
Приобретено у М.Н. Ермоловой. 1928
Петр Захарович Захаров был найден ребенком в 1819 году в чеченском ауле Дады-юрт, уничтоженном русскими войсками по приказу генерала Алексея Петровича Ермолова. По неподтвержденным данным мальчик был отдан Ермоловым на попечение казаку Захару Недоносову из станицы Бороздиновской (отсюда происходит фамилия будущего художника). С 1826 года несколько лет он занимался у художника-портретиста Льва Александровича Волкова. А в 1830 году был определен сторонним учеником Императорской Академии художеств, по окончании которой в 1836 году получил звание неклассного (свободного) художника. Жил в Санкт-Петербурге, где работал по частным заказам и давал уроки живописи.
С 1823 года Петр Захаров воспитывался П.Н. Ермоловым, двоюродным братом А.П. Ермолова. Петр Николаевич Ермолов (1787–1844) – русский генерал-майор, участник Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов русской армии. С 1818 по 1823 год командовал Грузинским гренадерским полком. В 1824 году женился на Анне Григорьевне Оболонской (1807–1852), дочери коллежского советника из Малороссии Г.П. Оболонского. В браке родилось восемь детей, шестеро из которых представлены на портрете.
На картине изображены Николай (1827–1879), Екатерина (1829–1910), Алексей (1830–1869), Варвара (1832–1906), Нина (1833–1890) и Григорий (1834 – после 1896) Ермоловы. Отсутствует старшая дочь Александра, ушедшая из жизни в возрасте пяти лет, и ее младшая годовалая тезка, которая умерла незадолго до написания полотна.
Портрет носит жанровый характер. Дети запечатлены в летнем саду за приготовлением варенья. Композиция строится по принципу треугольника, по правую сторону которого расположены старшие дети, а по левую – младшие. В центральном фокусе зрителя находится переносная дровяная печь, над которой Екатерина аккуратно держит жаровню с алым сиропом. Рядом с ней изображен Алексей, раздувающий огонь ручным мехом, и Николай, который, перебирая ягоды, наблюдает за сестрами и братом, пробующими варенье.
На ближнем плане картины можно видеть лежащую на земле куклу и яркую, сидящую на листе бабочку, очевидно, символ души и незримого присутствия потерянных в семье детей. Дальний план полотна занимает тенистый парк с вековыми деревьями, за которыми открывается живописный вид на зеленую равнину.
Со дня написания портрет хранился в семье Ермоловых. В 1928 году картина была приобретена Третьяковской галереей у москвички М.Н. Ермоловой, наследницы именитого семейства.