Полотно принадлежит к числу ранних, еще ученических работ исключительно одаренного мастера М.И. Лебедева. В 1829 году юноша был принят в Академию художеств за счет Кабинета Его Величества и стал учеником пейзажиста М.Н. Воробьёва. Спустя четыре года Лебедев получил программу – вид с натуры в окрестностях Ладожского озера. Инспектор Академии художеств А.И. Крутов пригласил Лебедева в свое имение Васильково, где художник одновременно с конкурсным полотном на большую золотую медаль выполнил несколько работ. Пейзаж из собрания Третьяковской галереи можно отнести к числу лучших.
На переднем плане Лебедев изобразил поросший травой и кустарником высокий крутой склон. Сама же усадьба Васильково изображена в глубине композиции, на высоком берегу. Можно разглядеть господский особняк, избы и амбары селян, купол церкви Пресвятой Троицы, построенной по проекту архитектора Д.И. Висконти. Внизу, изгибаясь, течет река Лава, рядом пасется скот. По спокойной водной глади неспешно скользит лодка, в которой художник, возможно, представил самого себя с детьми Крутова, как это отмечено в указателе картин галереи В.А. Кокорева 1863 года.
Написанное в ясный день панорамное полотно отличается искренностью интонаций, одухотворенностью и тонкостью восприятия. С большим поэтическим чувством художник показывает мир провинциального уголка России. Пейзаж отличает виртуозная манера письма щеголеватой кистью, убедительная передача игры солнечного света в зелени листвы. Чувствуется большая любовь мастера к окружающей природе, полной красоты и благодати. В Василькове, по всей вероятности, Лебедев также написал этюд
«В ветреную погоду» (1833, Третьяковская галерея).
Немногочисленные произведения рано ушедшего из жизни Лебедева пользовались большим спросом в среде коллекционеров. Полотно «Васильково. Имение инспектора Академии художеств А.И. Крутова» находилось в собрании известного знатока В.А. Кокорева и в дальнейшем было приобретено П.М. Третьяковым, весьма ценившим талант живописца.