Михаил Иванович Лебедев – один из замечательных представителей русской пейзажной живописи первой половины XIX века. Для него характерны эмоциональность взгляда на мир, умение раскрыть прелесть растительных форм, любовь к передаче деталей. Художнику также свойственно тонкое чувство цвета, выраженное в любви к изображению солнечного света, усиливающего интенсивность красочной палитры. Его душевная настроенность вполне соответствовала романтической эпохе. Не случайно современники называли его русским Рейсдалем.
В картине «Аричча близ Рима», написанной Лебедевым за год до смерти, выражено чувство восторга перед природой Италии. Художник, привыкший к тусклым краскам северных краев, был потрясен многоцветным роскошеством красок Апеннинского полуострова. Любимым мотивом Лебедева в его итальянских пейзажах был изображение аллей, тропинок, петляющих среди деревьев, которые шатром смыкаются над ними, храня уютную прохладу. Этот мир словно создан для человека, ищущего покоя, неги и уединения.
По тропинке, вдоль оврага, поросшего кустарником, неторопливо идет итальянка. Ее красное платье словно повторяет цвет растущих вдоль дороги маков. На переднем плане слева изображен могучий дуб. Развесистая крона его образует живописную арку над открывающимся вдали видом небольшого городка, который расположился между озерами Альбано и Неми. Аричча расположен на месте древнего (доримского) селения Ариция. Среди золотисто-оливковой зелени дальнего плана видна церковь Санта-Мария-дель-Асунсьоне, построенная по проекту Джованни Лоренцо Бернини.
Лебедев не стремился нарушать устоев академической школы в композиционном построении своего полотна. В картине затенен передний план. Так создается ощущение некоторой театрализации мотива, его сценической выстроенности, что роднит пейзаж с классической образной системой. Но при этом художник идет по пути освоения пленэрной живописи, наполняя полотно светоносной воздушностью.
Лебедев постигает и осваивает природу света. Солнечные лучи уже не скользят по поверхности предметов, но проникают внутрь их. Они заставляют обретать золотистую прозрачность корягу на переднем плане картины, согретую солнцем тропинку и золотистые цвета дальнего плана с церковью и небом, которое будто выбелено знойным воздухом. Свет проникает и вглубь ствола дуба, наполняя его живым дыханием и жизнью.
Молодому талантливому художнику Михаилу Лебедеву было присуще редкое для многих живописцев качество – видеть и понимать в природе смысл ее тайных «божественных иероглифов», наполненных глубоким философским смыслом.
Существует
первоначальный вариант данной композиции (1835) и авторские повторения (1836) (Русский музей и Самарский областной художественный музей).