Лебедев Михаил (1811-1837)
Вид окрестностей Альбано близ Рима
1836
Размер - 45,8 x 64,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5110
Поступило из Московского Публичного и Румянцевского музеев (собрание Ф.И. Прянишникова). 1925
Особое значение для формирования романтического мировоззрения пенсионеров Императорской Академии художеств имела Италия. Это благословенное место, где климат, природа, памятники искусства способствовали развитию вкуса. Северяне-художники, приехавшие из холодного Петербурга, начинали ощущать себя свободными и счастливыми в окружении моря, скал, пышной и прекрасной растительности. «Там так должно быть хорошо, что можно и без счастья обойтись… Там живут на небесах», – писал об Италии П.А. Вяземский. Не случайно 25-летнему юноше М. Лебедеву импонировала многокрасочность итальянской природы.
В картине «Вид окрестностей Альбано близ Рима» Лебедев воссоздает красоту и величие экзотической страны. В пейзаже Лебедева тропинка манит в прохладную тень, слева раскрывается вид далеких гор. Камни, согретые солнечным светом, мягко погружаются в песчаный грунт, среди цветов и деревьев. По тенистой тропинке из глубины леса движется крохотная человеческая фигурка в красном плаще. Свет, проникающий сквозь листву контражуром, словно задает плавный ритм движения мягким чередованием светлых и темных полос на земле.
Художники-романтики выработали особую формулу сосуществования человека и природы. Долгое время человек считался неотъемлемой частью ландшафта, приближая пейзаж к жанровой живописи. У Михаила Лебедева концепция меняется. Значение человека в природной среде уменьшается. Лебедев шаг за шагом идет к чистому пейзажу; человек в его полотне – маленькое пятно другого цвета. Фигурка масштабно уменьшена до крошечных размеров. Художник включает в пейзаж этого персонажа, но он является скорее стаффажем и не имеет особенного значения.
Для романтизма человек был психофизическим эквивалентом состояния природы. Романтиков интересовала связь природного и человеческого. У Лебедева природа наделяется собственным характером, как бы одушевляется. При этом колорит произведения наполнен яркими всплесками активно звучащих красок – это и цветы маков, и плащ путника, и солнечные плоскости в глубине полотна. Но главное, что отличает пейзажи молодого художника, – всепроникающий свет солнца, который начинает растворять контуры предметов в картине.
Лебедев неоднократно посвящал свои пейзажи данной местности, известны его картины: «Вид окрестностей Альбано близ Рима» меньшего размера (1836), «Альбано. Белая стена» (1837), «Аллея в Альбано» (1837).
«Вид окрестностей Альбано близ Рима» происходит из собрания Ф.И. Прянишникова, известного коллекционера, владельца частной галереи.