Шебуев Василий (1777-1855)
Рождество Христово (Поклонение пастухов)
1847
Размер - 231 x 138
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.25569
Поступило из Государственного Русского музея. 1933 (до 1928 – Благовещенская церковь Конногвардейского полка, Санкт-Петербург)
Василий Кузьмич Шебуев принадлежал к дворянскому сословию. В 1782–1797 годах учился в Императорской Академии художеств в классе исторической живописи у Г.И. Угрюмова и И.А. Акимова. В 1798 году назначен адъюнктом по классу исторической живописи. В 1801 году получил звание академика. В 1803–1806 годах проходил обучение в Италии. В 1810 году назначен учителем рисования наследника престола. Осуществлял надзор за преподаванием рисования в воспитательных заведениях ведомства императрицы Марии Фёдоровны. Директор Шпалерной мануфактуры (1821–1839).
Евангельский сюжет о поклонении пастухов новорожденному Христу – один из самых распространенных в религиозной живописи. Образ был исполнен Шебуевым для Благовещенской церкви лейб-гвардии Конного полка в Санкт-Петербурге.
Трехпрестольный пятишатровый храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы был построен по проекту архитектора К.А. Тона в русско-византийском стиле в 1844–1849 годах. Крестообразный в плане храм украшали стилизованные шатры и кокошники, которые соединились с ренессансными мотивами в оформлении фронтонов. В интерьере церкви были установлены бронзовые доски с именами офицеров, погибших в битвах под Аустерлицем и Бородином. В подземной части храма находились захоронения двух командиров полка, участников войны 1812 года – князя А.Ф. Орлова и князя В.Д. Голицына.
Внутренняя отделка искусственным мрамором дополнялась лепным декором из позолоченного алебастра. Стены покрывали росписи. Деревянные иконостасы храма были созданы охтинским резчиком С. Тарасовым. Для исполнения росписей и икон Тон привлек лучших мастеров академической школы живописи: Ф.И. Бруни, М.И. Скотти, П.М. Шамшина, А.Т. Маркова, В.А. Серебрякова и В.К. Шебуева. В 1828 году, когда церковь была разрушена, хранящиеся в ней реликвии распределили по музейным собраниям.
Полотно «Рождество Христово (Поклонение пастухов)» кисти В.К. Шебуева находилось в третьем, праздничном, ряду главного иконостаса, с правой стороны. Художник трактует библейский новозаветный сюжет близко к тексту Cвященного писания.
Перед зрителем развернут интерьер высокой «башни стада» близ Вифлеема, где родился Христос. Под лестницей, ведущей на сеновал, стоят животные. Первый план изображения представлен полукругом загона, огороженного от пейзажной перспективы на дальнем плане дощатой дверью на массивных петлях.
В композиционном решении картины В.К. Шебуев обращается к опыту европейских мастеров. На полотне вертикального формата художник объединяет два мира, земной и небесный. На высоком голубом небе он изобразил столб яркого света, символизирующего славу Бога Творца. На его фоне, в облаках, летят ангелоподобные путти. Правее от них ярко сияет Звезда Рождества.
На первом плане религиозной картины изображены пастухи, присевшие на колени возле высоких яслей. Их простые крестьянские лица озарены светом веры. Путники с трепетом и благоговением взирают на явившегося Спасителя.
Иисус лежит на белой простыне, покрывающей россыпь сена. Над Младенцем трепетно склонилась Богоматерь. Одежды Богородицы имеют традиционные иконографические цвета. Красный свидетельствует о принадлежности Марии к царскому роду, а синий означает ее непорочность. Руки Девы Марии сложены в молитвенном жесте, лицо, освещенное нимбом, выражает умиление. Справа от нее художник изобразил праведного седобородого Иосифа Обручника. Он стоит, прислонившись к ограде, смиренно скрестив руки на груди. Самоуглубленное выражение его немолодого лица доносит до зрителя непростое чувство причастности смертного к тайне Боговоплощения. Справа от колыбели, у ног Богочеловека, изображены изумленные дети. Девочка поднимает на руках белого голубя – христианский символ Святого Духа.
Вслед за мастерами европейской школы живописи, которые многократно обращались к этому сюжету, Шебуев делает акцент на музыкальном сопровождении события. Один из пастухов играет на волынке, задавая возвышенный тон сакральному моменту.
В коллекции Третьяковской галереи находится графический эскиз В.К. Шебуева к храмовой религиозной композиции.